на Главную страницу
КОМАНДИРЫ
КОНТАКТЫ
КОРАБЛИ
История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ
Другие Школы и ЮНГИ
Исаков
Василий
Степанович
,зрелые годы
Исаков
Василий
Степанович
, военная молодость
из сборника "Соловецкие юнги":
вспоминает
Исаков
Василий
Степанович
Родился в 1929 году. В 1937 году пошел в школу.
Отец плотничал на строительстве Пермского
авиамоторного завода.
Мама с детьми,
нас было пятеро — сидела дома.
Грянула война. Отец пошел на фронт, и я
оказался в свои 12 лет старшим мужчиной в семье.
К осени ввели карточную систему.
Школьникам полагалось 300 граммов хлеба,
я все время чувствовал голод.
В ноябре 1941 года бросил 5 класс и
решил поступить в ремесленное училище.
Не .Сразу, потому что «мал еще был».
Но все — таки директор принял меня:
«Ладно, выходи :сегодня в ночную смену.
Найди мастера инструментальщиков,
скажи ему, что я тебя
направил».
Так я и сделал. Мастер подвел
меня к слесарному верстаку с тисками,
дал напильник, молоток, заготовку.
«Гляди, как делают ребята, и делай так,
как они»,— сказал он.
Когда мне исполнилось 13 лет, меня поставили
за сверлильный станок. А делали мы
мины к ствольному миномету.
Работали без выходных по 12 часов.
Зато получали 800 граммов хлеба,
кормили три раза.
На первое была баланда,
на второе — каша — заваруха из ржаной муки и чай.
Зимой 1942 года попытался попасть на фронт.
Для этого со старшими ребятами записался на
курсы снайперов.
Овладел винтовкой с оптическим прицелом,
искусством
маскировки.
Но военкомат, узнав, что мне только 14 лет,
отправил меня обратно на завод.
Помог муж сестры — офицер военно — морского
авиационного училища.
Он устроил меня
в это училище «воспитанником».
А тут уже командование помогло:
в июле 1945 года направило меня
в Соловецкую школу юнг.
Именно в это время Соловецкая школа была
перебазирована в Кронштадт с тем же номером
полевой почты, с тем же начальником — капитаном
первого ранга С.С. Садовым,
командирами и преподавателями.
Нам, юнгам четвертого набора, пришлось
на новом месте восстанавливать
разбомбленное здание, заново обустраивать
(как это делали юнги первого набора
на Соловках) хозяйство Школы.
Я учился в роте рулевых и сигнальщиков.
А всего было 1500 человек.
По окончании Школы меня направили на
Балтику — в 8 — й дивизион катерных
тральщиков 1 — й Краснознаменной бригады траления.
Как известно, для трального флота
Великая Отечественная война продолжалась
и после 9 мая 1945 года.
Стояла задача: полностью очистить воды
Финского, Нарвского, Выборгского и
Рижского заливов от мин.
Бывало, идут катера по минному полю,
гудят моторы, а за ними то тут, то там
гремят взрывы.
Но случались и происшествия катастрофические.
Иногда тонкий стальной трос растяжки
трала наматывался на винты,
и катер останавливался,
не успевал уйти на безопасное расстояние
от взрыва мины.
Учитывая эти случаи, командование дивизиона
решило послать двух матросов, меня в том числе,
на курсы легких водолазов.
После окончания курсов нам выдали удостоверения
(оно у меня сохранилось до сих пор) и
скафандры с кислородными аппаратами.
Теперь, по мере необходимости, приказывали:
Исакову с КТ — 954 надеть скафандр,
прийти на шлюпке к такому — то катеру — размотать
трос растяжки с винтов катера.
Все шло нормально. Но однажды мне приказали
надеть скафандр и размотать трос растяжки
с винтов катера № 409.
Погода была свежая, катер качало на волнах,
что создавало трудности.
Вдруг сильный удар по правой щеке на
какое — то время оглушил меня.
Я выпустил кислород из кислородного
мешка — носом, а когда снова
вздохнул ртом через загубник,
кислорода в мешке не оказалось.
Тогда я стал давить пальцем на кнопку
байпаса баллона подачи кислорода
в мешок на груди, да так долго,
что он надулся, как футбольный мяч,
и выбросил меня кверху животом
на поверхность воды.
Ребята помогли забраться на катер,
развязали горловину скафандра,
сдернули маску с головы, г
ромко что — то говорили,
но я ничего не слышал,
только в правом ухе сильно
звенело и горела от боли
правая щека.
Как мне потом рассказали,
минеры на катере — подрывнике подорвали
последнюю мину. На поверхности воды она
была на безопасном расстоянии, а я получил
сильный гидроудар.
Обращаться в больницу было некуда.
А слух так и не восстановился, до сих пор.
Тогда я даже боялся признаться, что оглох,
кабы не демобилизовали домой, потому
что жизнь на гражданке в то время была
еще труднее. Так и отслужил последние
пять из восьми лет полуглухим.
В 1950 году меня направили учиться в
новоладожскую школу связи морской авиации
на самолетного радиомеханика.
После года учебы в звании старшего
сержанта я был направлен в полк
морской авиации в польский город Кольберг,
где обслуживал самолеты — штурмовики ИЛ — 10.
Демобилизовался в 1952 году,
приехал домой и стал работать
прибористом в цехе
по испытанию авиационных моторов.
Сразу пошел учиться в 8 класс вечерней школы.
Затем поступил в институт сельского хозяйства
на заочное отделение факультета
механизации сельского хозяйства.
Когда
был на 4 — м курсе, перешел работать в
конструкторский отдел.
Получив диплом инженера — механика,
начал работать главным механиком в
круппом автопредприятия.
22 года — до выхода на пенсию
в 1991 году — трудился там.
Внедрил в производство более
220 рационализаторских предложений.
Трижды экспонировал свои
технические новшества на ВДНХ.
Имею правительственные награды.
После службы на флоте помог матери
поставить на ноги трех младших сестер и брата.
В 30 лет женился. Вырастил дочь — медичку,
у которой сын тоже учится в мединституте.
Оглядываясь на прожитые годы, счастлив,
что был честным и принципиальным, защищал
ослабевших в жизни людей.
Эти черты характера воспитала во мне Школа юнг и
:тяжелая служба на флоте, братская
семья команды на тральщике.
Пять лет я возглавлял наш Пермский
областной совет бывших юнг. Являюсь членом
городского совета ветеранов войны и труда.
Будучи председателем совета юнг,
добился установки в центре города
мемориальной доски, посвященной
пермским юнгам.
Принимаю активное участие в военно — патриотическом
воспитании подрастающего поколения.