на Главную страницу
КОМАНДИРЫ
КОНТАКТЫ
КОРАБЛИ
История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ
Другие Школы и ЮНГИ
Воробьёв Борис Николаевич
Воробьёв Борис Николаевич , молодость
из сборника "Соловецкие юнги":
Вспоминает Воробьёв Борис Николаевич:
Школу юнг я заканчивал в Кронштадте,
куда она была передислоцирована из Соловков.
Попал в Школу не случайно.
После эвакуаwии из Калужской области,
где родился в 1928 году, я вместе с семьей оказался
в Заорске.
Там трудился на оптико — механическом заводе.
За короткое время освоил специальности токаря и фрезеровщика.
Делали оптические прицелы.
В 1942 году нас нашел nтец, и мы перебрались в Ивановскую
обkасть, в Шую.
Там я поступил в ремесленное училище
и одновременно работал на военyом заводе — выпускали мины.
Где — то в 1944 году меня вызвали в ГК ВЛКСМ и познакомили
с военным моряком-офицером, который рассказал о Школе юнг.
Посоветовавшись с родителями, я решил юехать в Кронштадт.
Конечно, становление учебного процесса на новом
после Соловков месте было далеко не простым.
Шла борьба за лидерство среди более чем тысячи пацанов,
а среди них были всякие — в том числе урки и бандиты.
Но к сентябрю все утряслось.
Мы были распределены по ротам,
а затем по специальностям.
Я попал в 3 — ю роту
радиотелеграфистов, хотя за плечами имел всего шесть
классов.
Начали учиться. У меня оказался очень хороший друг
— уроженец Тверской области анатолий Мохов,
который потом стал капитаном первого ранга.
Судя по всему, хлебнул лиха за годы безотцовщины.
Трудился в поле, на заводе и, узнав о Школе юнг,
без разду~мья подался в Кронштадт.
Он поступил в Школу на год раньше меня.
Мы вместе одолевали тайны радиотехники и морского дела.
У нас были хорошие наставники по технике приема на слух
и передаче на ключе — Колачев и Лисицын, оба старшины.
Морское дело нам преподавал капитан — лейтенант Дубовой,
очень хороший и толковый человек.
В самом начале учебного года я заболел — острая желтуха
(болезнь Боткина). Меня уложили в морской госпиталь,
где пришлось проваляться 1,5 месяца. За это время
подготовка радистов значительно продвинулась, и казалось,
я не смогу догнать их.
Можно было остаться на второй
год, но уж очень не хотелось отставать от своих ребят.
С помощью наставников и друзей я подналег и вскоре догнал
упущенное из — за болезни.
И успешно закончил Школу
юнг.
Меня направили на Тихоокеанский флот на эсминец «Ревностный»,
где попал в очень хороший коллектив радистов во главе
со старшиной второй статьи Борисом Ивановичем Воробьевым.
Он тоже бывший юнга, но второго набора.
Вскоре мы из
юнг стали матросами, и на равных несли службу, которая
состояла из бесконечных учений и походов.
Нужно отдать должное:
в те времена на флоте не было
дедовщины и унижения молодых. Старшие нас любили
и не давали никому в обиду.
Время, однако, шло, и я стал задумываться о
предстоящей демобилизации и обустройстве «на гражданке».
Но молодость брала свое: частые увольнения в город,
развлечения в компаниях, знакомства с девушками
на некоторое время затуманили мысли о дальнейшей жизни.
Но однажды, когда я сидел 30 суток «без берега» —
это наказание за провинность, — я решил пойти в
вечернюю школу.
Моя флотская жизнь продолжалась семь лет.
За это время я успешно освоил свою специальность
радиотелеграфиста и исправно нес службу на эскадренных
миноносцах «Ревностный» и «Вихревой». Профессия сама
подсказала, что необходимо пополнить как общее
образование, так и специальное в области радиотехники.
За время службы я сумел закончить вечернюю школу
и получить аттестат зрелости. Там же, во
Владивостоке, не теряя темпа в учебе,
сдал вступительные экзамены в дальневосточный
институт ДВПИ.
В 1952 году. после демобилизации я приехал в Москву,
где собирался продолжить учебу в Московском энергетическом
институте. Здесь меня ожидали большие трудности.
Во — первых, я опоздал к началу учебы, хотя и не
по своей вине. Все места были забиты студентами
как по конкурсу, так и блатными.
Институт рекомендовал поступать в следующем
учебном году. Но это не входило в мои планы.
После обращения к руководству Министерства
образования мне удалось добиться зачисления
в институт, правда, только на вечерний
факультет.
Второй трудностью оказалась
прописка в Москве и устройство на работу.
С этой задачей я также справился.
За годы работы и учебы я с успехом освоил новую
специальность — теперь уже радиотехника и
закончил институт, получив специальность радиоинженера.
Это была моя мечта, и я ее осуществил.
В 1956 году женился, а вскоре родился сын.
Встал вопрос, где применить свои силы.
На узле связи мне предлагали должность инженера,
но там были слишком низкие ставки,
а уже была семья, на содержание которой
требовались немалые средства.
И я стал подыскивать
другое место работы. Вскоре оно нашлось.
Это был НИИ с очень интересной биографией
(о подобном НИИ хорошо написал А. Солженицын
в «Архипелаге ГУЛАГ»). После месячного
испытательного срока я был зачислен в одну
из лабораторий, где проработал до 1960 года.
Тематика института была интересной и сложной,
что заставило меня подумать о поступлении
в аспирантуру.
Но случай в корне изменил планы. Меня вызвали в райком
партии и предложили поучиться в Академии внешней торговли,
куда принимали только инженеров со стажем, членов КПСС
и обязательно женатых.
В Академии за три года
предстояло постигнуть все внешнеторговые премудрости
с обязательным изучением иностранного языка,
а потом работать в Минвнешторге.
Мне понравилось. Во — первых, приобреталось
академическое образование, сохранялась зарплата с
последнего места работы. Во — вторых, все
приобретенные знания были кстати.
Эту идею
вынашивал А. Микоян, который мечтал создать о
тряд грамотных во всех отношениях специалистов,
которые могли бы торговать и не покупать «кота в мешке».
За три года я овладел новой профессией, стал еще
и экономистом по внешней торговле.
После учебы был распределен во Всесоюзное
внешнеторговое объединение «Машприборинторг».
В его задачу входили экспортно — импортные операции
в области оборудования радио — и электронной связи,
приборов и товаров широкой номенклатуры:
радио, телевидения, оптики и часовой промышленности.
К этому моменту семья пополнилась еще и дочкой.
Жена после окончания университета работала в
школе — интернате преподавателем русского языка
и литературы.
В 1965 году меня направляют на работу в торгпредство СССР
в Чехословакии. Годы, проведенные в Праге,
оставили глубокий след в нашей жизни.
Мы хорошо были устроены, в прекрасной квартире.
Руководство торгпредства всячески помогало в моей работе.
Сын продолжал учебу в школе при посольстве.
Ну, а жена хороводила по хозяйству. Три с
половиной года пролетели незаметно, и мы
вернулись в Москву. Я продолжил работу
в «Машприборинторге» в качестве заместителя
директора фирмы АТС.
Частые поездки заграницу приводили к длительному
отсутствию дома. Тяжко приходилось жене, которая
крутилась с детьми в маленькой комнате. Особенно
это раздражало после Праги, где был такой комфорт.
Только в 1972 году мы получили трехкомнатную квартиру.
с
В 1987 году мне предложили работу снова в Праге
в качестве генерального директора техцентр
а В/О «Машприборинторг».
Этот период был более интересным и насыщенным
сложными переговорами с руководителями
чехословацкой промышленности.
В мои задачи входило обеспечение нормальной
работы всей техники радиосвязи и приборостроения,
которую мы экспортировали на рынок ЧССР.
По возвращении из командировки в возрасте 62 лет
вышел на пенсию. Прошла большая и непростая жизнь.
И теперь, вспоминая прожитое, хочется особо
отметить значение Школы юнг.
Именно там были заложены те очень важные принципы,
благодаря которым мне, простому пацану из
глухой деревни Калужской области, удалось
главное-стать полезным Родине человеком,
состояться как личность.
Имею правительственные награды.
А с Моховым я до сих пор поддерживаю дружеские
связи, часто встречаемся, помогаем друг другу.
У нас выросли дети: у Анатолия две дочки,
у меня — сын и дочь. Обзавелись и внуками.