на Главную страницу
КОМАНДИРЫ
КОНТАКТЫ
КОРАБЛИ
История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ
Другие Школы и ЮНГИ
Балыков Вениамин Викторович,зрелые годы
Балыков Вениамин Викторович , военная молодость
из сборника "Соловецкие юнги":
Балыков
Вениамин
Викторович
Родился я в 1927 году. Детство прошло по военным
гарнизонам, где служил отец. В 1940 году после окончания
войны с Финляндией мне пришлось переехать в Сортавала.
Жили в гарнизоне, почти у каждого мальчика была своя лодка,
и на них мы совершали походы по Ладожскому озеру.
Вскоре узнали, что на острове Валаам есть школа юнг,
и я решил обязательно поступать.
Но мечтам помешала
Великая Отечественная война. Уже через пять дней нас,
семьи военнослужащих, эвакуировали в Ленинград, а затем
на Урал, в Пермь. Осенью 1941 года поступил на работу в
авиационные мастерские, получил специальность
слесаря — монтажника и уже слыл стахановцем.
Отец был на фронте, а мать работала на заводе.
В 1943 году, узнав в военкомате о наборе в Соловецкую
школу юнг, сразу подал заявление. Меня долго не
отпускали с завода — была «бронь». Я все же добился своего.
Вступил в комсомол и с путевкой военкомата в конце августа
1943 года отбыл эшелоном в Архангельск, где прошел
призывную комиссию. Вскоре будущие юнги получили флотское
обмундирование и ночью были переправлены на Большой
Соловецкий остров. Поселили в Савватьево, где жили в
землянках. Нас распределили по ротам и сменам.
Я попал в 3 — ю роту, 15 — ю смену рулевых.
Командиром смены был старшина второй статьи Лев Розанов.
В 1944 году учеба кончилась, и я был направлен на
Днепропетровскую флотилию в отдельный отряд катерных
тральщиков, которые чистили от мин Днепр в районе Киева.
Затем меня перевели на Балтийский флот,
где служил в 1 — й бригаде траления на минном
тральщике Т — 435 (там встретился с соловецким юнгой
Виктором Бабасовым). Мы занииались проводкой кораблей,
но в основном тралили Таллинский рейд и большой корабельный
фарватер.
На моем счету, помнится, было более десяти найденных и
уничтоженных мин. Но, как говорится, кто ищет,
тот всегда найдет. Нашел свою мину и наш Т — 435.
В 1946 году, 11 сентября, в ветреную погоду на корабле
оборвался трал.
Было это в районе Моонзундского
архипелага. Мы запросили разрешение и вышли из строя.
Подошли к концевым буям и стали выбирать трал.
Выбрали его правую часть и приступили к левой.
Надо
заметить, что немцы на минных полях ставили минные
защитники, которые мешали гралению.
Неожиданно в
резаке трала оказалась мина, которая тут же взорвалась
под кормой тральщика.
Рвануло так, что взрывной волной всех, кто был на корме,
выбросило за борт. Всю форму гидродинамическим ударом
завернуло вверх, швы корпуса разошлись, в трюм хлынула вода.
По тревоге кое — как заделали пробоины,
не дали судну затонуть. Стали спасать людей.
Правда, удалось поднять на борт не всех: в ледяной воде,
да еще в шторм немногие могли остаться на плаву...
Тральщик на буксире отвели на базу.
Вскоре получил новое назначение командиром рулевых на
военный транспорт «Фиолент» в спецотряд по подъему
немецких лайнеров «Ханза» и «Гамбург».
Базировались
в портах Варнемюнде, Висмар, остров Рюген.
Наши моряки поднимали затопленные нашими же
немецкие грузопассажирские межконтинентальные корабли.
Они очень были нужны нашему разрушенному войной народному
хозяйству. После ремонта они еще долго ходили под
советским флагом и, естественно, под новым именем...
После демобилизации, в 1950 году,
поступил в таганрогский судомеханический техникум
по радиолокации и был направлен на судостроительный
завод в Калининград, где строили корабли.
Когда женился, переехал в Алма — Ату. Там работал на
высокогорных радиорелейных станциях
Алма — Ата — Фрунзе — Ташкент.
В 1969 году окончил ташкентский электротехнический
институт связи. Работал начальником отдела связи в
научно — исследовательском и проектном институте
автомобильного транспорта.
С 1990 года на пенсии. Занимаюсь общественной работой,
являюсь секретарем Алмаатинского городского совета
инвалидов и участников войны Военно — Морского Флота.
Воинское звание — капитан — лейтенант в отставке.
Имею правительственные награды.
С женой Адой Михайловной живем уже 50 лет.
У нас две дочери — Ольга и Елена, внук Александр.