на Главную страницу
КОМАНДИРЫ
КОНТАКТЫ
КОРАБЛИ
История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ
Другие Школы и ЮНГИ
Лочагин Александр Васильевич
,зрелые годы
Лочагин Александр Васильевич
, военная молодость
из сборника "Соловецкие юнги":
вспоминает
Александр
Васильевич
Лочагин
:
Годы, проведенные в Соловецкой
~школе юнг, незабываемы.
Они
часто напоминают о себе.
Иног
да неожиданно...
Лет тридцать
О назад, когда я работал уже началь
ником опытно — механического
цеха Научно-исследовательского
института «Полюс»,
мне позвонила секретарь директора института
(директором был генерал-майор,
доктор технических наук,
профессор Митрофан Федорович
Стельмах) и сказала, что в цех
идет директор.
Я встретил. С ним
были еще два человека.
Просили рассказать
о производстве, показать «выставку» изделий и т.д.
Видимо, увиденное произвело впечатление,
и один из гостей поинтересовался,
как удалось молодому руководителю так
быстро наладить производство оптических
деталей для квантовых изделий,
в том числе
: и для флота.
Я сказал:
«Не так уж я молод
по годам, а помогла флотская выучка».
Когда я рассказал, что начинал
на Соловках в
Школе юнг, он обнял меня,
расцеловал и
объявил, что он — тоже бывший соловецкий юнга.
Это был Николай Дмитриевич Махотин — лауреат,
Государственной премии, кавалер многих орденов,
заместитель директора НИИ по науке,
доктор технических наук.
Тут надо вернуться в год 1941 — й.
Я закончил только пять классов.
Ведь школы не работали.
Поэтому устроился на завод
«Красный Пролетарий» в «обозный цех» — так его
Называли из — за того, что там
изготовляли повозки и ящики для мин.
Работали по закону четыре часа,
так как мне не было 14 лет.
Но очень хотелось работать на станках,
обрабатывающих металл,
а перевода не давали.
Тогда пошел на хитрость:
взял расчет и через несколько
дней оформился вновь,
но уже учеником токаря в ремонтный цех.
В августе 1944 года, приписав два класса
образования и с согласия мамы, я как сын
фронтовика и брат фронтовиков
был направлен в Соловецкую школу юнг.
Мой отец пришел с фронта инвалидом
и умер в 1966 году.
Одного брата в 1944 году привезли
из госпиталя (он вскоре умер от ран),
а другой был убит в бою под Либавой.
В Архангельске меня зачислили в 4 — ю роту,
где предстояло обучаться на моториста-дизелиста.
До отправки на Соловецкие острова
работали на лесопильных заводах, на погрузке
английских, американских кораблей.
В ночь, не помню какого числа, погрузили
нас на корабль «Рошаль»,
который с грузом шел на Новую Землю.
К Соловкам подошли ночью, перевозили
нас на шлюпках.
Высадили, построили в Кремле,
перекличка и — пешком в Савватьево.
Когда шли, я спал на ходу.
И всю жизнь вспоминаю:
действительно можно спать, идя в строю.
Моя рота дислоцировалась в Кремле.
К распорядку привык быстро.
Преподаватели и командиры были строгими,
но справедливыми.
В учебе очень помогало соревнование
между сменами, кто отставал, тому помогали.
Ходили в море на шлюпках, катерах,
занимались строевой подготовкой.
Мы сразу все делали сами:
сами заготовляли дрова, сами топили печи,
сами ходили в наряд — готовить пищу,
топить баню, стирать.
Сами ходили в караул, дежурили
на дизельной электростанции.
В Школе мне привили трудолюбие, ответственность
за своих товарищей:
«Один за всех,
все за одного».
Все, что я получил в Школе,
приходилось во всей моей жизни.
Моя служба проходила на Северном флоте,
затем на Амурской
флотилии — моторист — дизелист БЧ — 5.
На Тихоокеанском флоте — учебный отряд
«Черная речка», инструктор водолазного дела.
После демобилизации в 1949 году работал и учился.
Закончил 10 классов, а затем московский
индустриальный техникум.
Работал на заводе металлоизделий токарем,
нормировщиком, мастером, старшим мастером,
а с 1961 года — начальником цеха.
В 1967 году поступил на завод при НИИ «Полюс»,
где я возглавил цех.
Проработал там до
выхода на пенсию в 1989 году.
При моем непосредственном участии
было создано оптическое направление
производства по выпуску оптических
изделий для квантовой электроники,
что позволило успешно выпускать
«специзделия».
Внес личный вклад в создание
нормативов на изготовление
оптических деталей для
квантовой техники,
в разработку и внедрение
новых технологических процессов,
которые позволили во много раз повысить
производительность труда и
качество выпускаемых изделий.
Принимал активное участие в
создании и развитии оптического
производства на других предприятиях,
где внедрялись разработки
нашего института.
В 1953 году женился на девушке, которую знал
с 1932 года. Семейная жизнь
сложилась хорошо, воспитали двух дочерей,
которые имеют высшее образование.
Радуют внуки — один уже имеет
высшее образование, другой учится в 7 классе.
Оглядываясь на прожитые годы, мне
не приходится о чем — то сожалеть,
стыдиться за что — то
.
Возмущает, однако, что многое,
ради чего мы жертвовали своим детством,
жизнью, так безнравственно растоптано
и предано.
Перемены были нужны, я это чувствовал,
но делать это нужно было не так.
Я благодарен Школе юнг, нашему братству.
Из юнг, с которыми служил, вспоминаю
Владимира Перунова, Аркадия Гокке,
Юрия Калякина, Азарова.
Много занимаюсь общественной работой.
Являюсь председателем Совета ветеранов
войны и труда в районе «Нагорный»
и членом районного Совета Южного округа Москвы.
Сотрудничаем со школой № 528,
интернатом № 166.