на Главную страницу

КОМАНДИРЫ

КОНТАКТЫ

КОРАБЛИ

История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ

Другие Школы и ЮНГИ




Лочагин Александр Васильевич ,зрелые годы




Лочагин Александр Васильевич , военная молодость



из сборника "Соловецкие юнги":


вспоминает Александр
Васильевич
Лочагин :



Годы, проведенные в Соловецкой ~школе юнг, незабываемы.
Они часто напоминают о себе.
Иног да неожиданно...

Лет тридцать О назад, когда я работал уже началь ником опытно — механического цеха Научно-исследовательского института «Полюс», мне позвонила секретарь директора института

(директором был генерал-майор, доктор технических наук, профессор Митрофан Федорович Стельмах) и сказала, что в цех идет директор.

Я встретил. С ним были еще два человека.
Просили рассказать о производстве, показать «выставку» изделий и т.д.
Видимо, увиденное произвело впечатление, и один из гостей поинтересовался, как удалось молодому руководителю так быстро наладить производство оптических деталей для квантовых изделий, в том числе : и для флота.
Я сказал:

«Не так уж я молод по годам, а помогла флотская выучка».
Когда я рассказал, что начинал на Соловках в Школе юнг, он обнял меня, расцеловал и объявил, что он — тоже бывший соловецкий юнга.
Это был Николай Дмитриевич Махотин — лауреат, Государственной премии, кавалер многих орденов, заместитель директора НИИ по науке, доктор технических наук.

Тут надо вернуться в год 1941 — й.
Я закончил только пять классов.
Ведь школы не работали.
Поэтому устроился на завод «Красный Пролетарий» в «обозный цех» — так его Называли из — за того, что там изготовляли повозки и ящики для мин.
Работали по закону четыре часа, так как мне не было 14 лет.
Но очень хотелось работать на станках, обрабатывающих металл, а перевода не давали.
Тогда пошел на хитрость:

взял расчет и через несколько дней оформился вновь, но уже учеником токаря в ремонтный цех.

В августе 1944 года, приписав два класса образования и с согласия мамы, я как сын фронтовика и брат фронтовиков был направлен в Соловецкую школу юнг.

Мой отец пришел с фронта инвалидом и умер в 1966 году. Одного брата в 1944 году привезли из госпиталя (он вскоре умер от ран), а другой был убит в бою под Либавой.

В Архангельске меня зачислили в 4 — ю роту, где предстояло обучаться на моториста-дизелиста.
До отправки на Соловецкие острова работали на лесопильных заводах, на погрузке английских, американских кораблей.
В ночь, не помню какого числа, погрузили нас на корабль «Рошаль»,
который с грузом шел на Новую Землю.
К Соловкам подошли ночью, перевозили нас на шлюпках.
Высадили, построили в Кремле, перекличка и — пешком в Савватьево.
Когда шли, я спал на ходу.
И всю жизнь вспоминаю:

действительно можно спать, идя в строю.
Моя рота дислоцировалась в Кремле.
К распорядку привык быстро.
Преподаватели и командиры были строгими, но справедливыми.
В учебе очень помогало соревнование между сменами, кто отставал, тому помогали.
Ходили в море на шлюпках, катерах, занимались строевой подготовкой.
Мы сразу все делали сами:

сами заготовляли дрова, сами топили печи, сами ходили в наряд — готовить пищу, топить баню, стирать.
Сами ходили в караул, дежурили на дизельной электростанции.
В Школе мне привили трудолюбие, ответственность за своих товарищей:

«Один за всех, все за одного».
Все, что я получил в Школе, приходилось во всей моей жизни.
Моя служба проходила на Северном флоте, затем на Амурской флотилии — моторист — дизелист БЧ — 5.
На Тихоокеанском флоте — учебный отряд «Черная речка», инструктор водолазного дела.
После демобилизации в 1949 году работал и учился.
Закончил 10 классов, а затем московский индустриальный техникум.
Работал на заводе металлоизделий токарем, нормировщиком, мастером, старшим мастером, а с 1961 года — начальником цеха.
В 1967 году поступил на завод при НИИ «Полюс», где я возглавил цех.
Проработал там до выхода на пенсию в 1989 году.
При моем непосредственном участии было создано оптическое направление производства по выпуску оптических изделий для квантовой электроники, что позволило успешно выпускать «специзделия».

Внес личный вклад в создание нормативов на изготовление оптических деталей для квантовой техники, в разработку и внедрение новых технологических процессов, которые позволили во много раз повысить производительность труда и качество выпускаемых изделий.

Принимал активное участие в создании и развитии оптического производства на других предприятиях, где внедрялись разработки нашего института.

В 1953 году женился на девушке, которую знал с 1932 года. Семейная жизнь сложилась хорошо, воспитали двух дочерей, которые имеют высшее образование.
Радуют внуки — один уже имеет высшее образование, другой учится в 7 классе.
Оглядываясь на прожитые годы, мне не приходится о чем — то сожалеть, стыдиться за что — то .
Возмущает, однако, что многое, ради чего мы жертвовали своим детством, жизнью, так безнравственно растоптано и предано.
Перемены были нужны, я это чувствовал, но делать это нужно было не так.
Я благодарен Школе юнг, нашему братству.
Из юнг, с которыми служил, вспоминаю Владимира Перунова, Аркадия Гокке, Юрия Калякина, Азарова.
Много занимаюсь общественной работой. Являюсь председателем Совета ветеранов войны и труда в районе «Нагорный» и членом районного Совета Южного округа Москвы.
Сотрудничаем со школой № 528, интернатом № 166.