на Главную страницу

КОМАНДИРЫ

КОНТАКТЫ

КОРАБЛИ

История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ

Другие Школы и ЮНГИ




Сальников Юрий Викторович ,зрелые годы




Сальников Юрий Викторович , военная молодость



из сборника "Соловецкие юнги":


вспоминает Юрий
Викторович
Сальников :



Родился я в 1929 году в г. Макеевке Донецкой области. Когда пошел восьмой десяток лет, невольно подводишь итог прожитому и задумываешься:
как же при такой жизни, полной трудностей и опасностей морской профессии, остался живым?

Хотя на недостаток болезней жаловаться не приходится.
32 года отдал я морской службе.
Прошел, как говорится, огонь и воду, и даже тайфун в Японском море.
И прихожу, казалось бы, к нехитрому заключению:
надо быть уверенным в том, что делаешь, и быть спокойным, не терять головы в критических ситуациях.

Когда началась война, мать — офицер МВД — ушла на фронт (отец к этому времени умер).
А меня отправили к родственникам в Саратов.
Оставшись один, я пытался работать подмастерьем на городских предприятиях.
Но вскоре понял:

так долго продолжаться не может. Патриотический дух, воспитанный в школе и семье, звал на фронт.
Да и — чего греха таить — не мог приспособиться к новым условиям.
И тогда уговорил родственников дать согласие на мою учебу в Соловецкой школе юнг и закрыть глаза на то, что я в метрике, выданной загсом, исправлю год рождения — с 1929 — го на 1928 — й.
Между прочим, меня и по многим другим причинам могли не принять. Например, было только пять классов образования (не хватало двух), рост мой — 148 см (а требовалось 150 см), вес — 49,8 кг (надо, как минимум, 50 кг). И все же мне повезло. Меня приняли в Соловецкую школу юнг.
Зачислили меня в 4 — ю роту, 39 — ю смену по специальности «боцман торпедных катеров>>. Учились в Кремле. По окончании, в 1944 году, был направлен на Черноморский флот.
Вначале служил боцманом ТКА — 691 в Севастопольской бригаде торпедных катеров.
Иногда просят рассказать о боевых эпизодах. Да они были почти каждый день. Наш катер ТКА-691, а потом и ТКА — 692 были «волновиками».
Это означало что на катерах была установлена радиоаппаратура, связывавшая нас с самолетом — разведчиком.
Утром самолет выходил на разведку в море — искать корабли противника, а обнаружив их, выводил на цель.
И вместе с катером уничтожал ее. Потом в составе спецкоманды перегонял немецкие корабли из Германии в Севастополь.
Последний год службы был сигнальщиком на линкоре «Севастополь».

После демобилизации в 1951 году «вернул» себе настоящий год рождения — 1929 — й, и стал «догонять» в вечерней школе недостающие классы.
Одновременно работал в Ростовском — на — Дону областном военно — морском учебном центре ДОСААФ инструктором по подготовке допризывников и службе в ВМФ.
Вскоре поступил в мореходное училище на факультет «штурман дальнего плавания».

Можно сказать повезло:
не очень отличалась «гражданская» жизнь от военной. За семилетнюю ю службу выработалась привычка дисциплине, добросовестному вы полнению обязанностей.
В учил ище исполнял обязанность коман дира взвода.

В 1957 году окончил училище, прошел стажировку на получение офицерского звания и был направлен в Измаил в Советское дунайское пароходство.

Здесь пришлось менять профессию с «морской» на «речную». А это не просто: надо было изучить 2000 км реки и ее особенностей и пройти все ступени от рулевого до капитана.
В 1989 году, не без помощи врачей, ушел на пенсию.
Жизнь прошла трудная, но интересная.
И вроде бы, прошла по одной дорожке: «военные» годы, «гражданские» годы — все около моря.
Работал и проходил практику на речных судах. Видел разные страны. Встречался с интересными людьми. Парусные суда "Альфа" и «Товарищ»...

Много лет на линии Батуми — Владивосток южным путем на большегрузном танкере «Григорий Вакуленчук>...

На военных кораблях плавал вокруг Европы...
На морском буксире МБ — 16 обошел все большие и малые порты и заливы Черного моря.
Еще на втором курсе училища женился. Появились дочь и сын — хорошие они выросли.
А мы с женою живем в дружбе уже 50 лет. Имею правительственные награды.