на Главную страницу
КОМАНДИРЫ
КОНТАКТЫ
КОРАБЛИ
История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ
Другие Школы и ЮНГИ
Сальников
Юрий
Викторович
,зрелые годы
Сальников
Юрий
Викторович
, военная молодость
из сборника "Соловецкие юнги":
вспоминает
Юрий
Викторович
Сальников
:
Родился я в 1929 году в г.
Макеевке Донецкой области.
Когда пошел восьмой десяток
лет, невольно подводишь итог прожитому
и
задумываешься:
как же при такой жизни,
полной трудностей и опасностей морской
профессии, остался живым?
Хотя на недостаток
болезней жаловаться не
приходится.
32 года отдал я морской службе.
Прошел,
как говорится, огонь и воду, и даже
тайфун в
Японском море.
И прихожу, казалось
бы, к
нехитрому заключению:
надо быть
уверенным в том, что делаешь, и быть
спокойным, не терять головы в критических
ситуациях.
Когда началась война,
мать — офицер МВД — ушла на фронт
(отец к этому времени умер).
А меня отправили к родственникам
в Саратов.
Оставшись один, я пытался работать
подмастерьем на городских предприятиях.
Но вскоре понял:
так долго продолжаться
не может. Патриотический дух, воспитанный
в школе и семье, звал на фронт.
Да и — чего греха таить — не мог
приспособиться к новым условиям.
И тогда уговорил родственников дать
согласие на мою учебу в Соловецкой
школе юнг и закрыть глаза на то, что
я в метрике, выданной загсом, исправлю
год рождения — с 1929 — го на 1928 — й.
Между прочим, меня и по многим другим
причинам могли не принять. Например,
было только пять классов образования
(не хватало двух), рост мой — 148 см
(а требовалось 150 см), вес — 49,8 кг
(надо, как минимум, 50 кг). И все же
мне повезло. Меня приняли в Соловецкую
школу юнг.
Зачислили меня в 4 — ю роту,
39 — ю смену по специальности
«боцман торпедных катеров>>.
Учились в Кремле. По окончании,
в 1944 году, был направлен на
Черноморский флот.
Вначале служил боцманом ТКА — 691
в Севастопольской бригаде торпедных катеров.
Иногда просят рассказать о боевых
эпизодах. Да они были почти каждый день.
Наш катер ТКА-691, а потом и ТКА — 692
были «волновиками».
Это означало что
на катерах была установлена
радиоаппаратура, связывавшая
нас с самолетом — разведчиком.
Утром самолет выходил на разведку
в море — искать корабли противника,
а обнаружив их, выводил на цель.
И вместе с катером уничтожал ее.
Потом в составе спецкоманды
перегонял немецкие корабли из
Германии в Севастополь.
Последний год службы был
сигнальщиком на линкоре
«Севастополь».
После демобилизации в 1951 году
«вернул» себе настоящий год
рождения — 1929 — й, и стал
«догонять» в вечерней школе
недостающие классы.
Одновременно работал в
Ростовском — на — Дону областном
военно — морском учебном
центре ДОСААФ инструктором по
подготовке допризывников и службе в ВМФ.
Вскоре поступил в мореходное
училище на факультет «штурман дальнего
плавания».
Можно сказать повезло:
не очень отличалась «гражданская»
жизнь от военной. За семилетнюю
ю службу выработалась привычка
дисциплине, добросовестному вы
полнению обязанностей.
В учил
ище исполнял обязанность коман
дира взвода.
В 1957 году окончил
училище, прошел стажировку
на получение офицерского
звания и был направлен
в Измаил в Советское дунайское пароходство.
Здесь пришлось менять профессию
с «морской» на «речную».
А это не просто: надо было изучить
2000 км реки и ее особенностей и пройти
все ступени от рулевого до капитана.
В 1989 году, не без помощи врачей,
ушел на пенсию.
Жизнь прошла трудная, но
интересная.
И вроде бы,
прошла по одной дорожке:
«военные» годы, «гражданские»
годы — все около моря.
Работал
и проходил практику на
речных судах. Видел разные страны.
Встречался с интересными людьми.
Парусные суда "Альфа" и «Товарищ»...
Много лет на линии Батуми — Владивосток
южным путем на
большегрузном танкере «Григорий Вакуленчук>...
На военных кораблях плавал вокруг
Европы...
На морском буксире
МБ — 16 обошел все большие и
малые порты и заливы
Черного моря.
Еще на втором курсе
училища женился.
Появились дочь и сын — хорошие они выросли.
А мы с женою живем в дружбе
уже 50 лет.
Имею правительственные награды.