на Главную страницу
КОМАНДИРЫ
КОНТАКТЫ
КОРАБЛИ
История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ
Другие Школы и ЮНГИ
Мишин
Авенир
Георгиевич
,зрелые годы
Мишин
Авенир
Георгиевич
, военная молодость
из сборника "Соловецкие юнги":
вспоминает
Авенир
Георгиевич
Мишин
:
Коротко представлюсь. Родился в 1927 году.
Закончил с отличием энергетический факультет
московского политехникума.
Еще учился в Московском энергетическом институте
(учебу прервал по сложившимся обстоятельствам).
Закончил с отличием экономический
факультет Калининградского университета
(трехгодичный курс обучения).
С 1949 года до ухода на пенсию
работал в одном оборонном объединении в
Москве, в том числе в филиале этого
объединения в городе Красноармейске
Московской области.
Объединение было и остается головным
по разработке, внедрению в производство
и сдаче Вооруженным силам
новых образцов боеприпасов
и вооружения.
Работал прибористом, возглавлял
технику безопасности объединения,
главным механиком филиала,
начальником механического производства,
старшим инженером.
После ухода на пенсию работал оператором.
Избирался членом парткома объединения,
секретарем партийной организации
филиала, депутатом
Красноармейского Горсовета,
председателем постоянно
действующей депутатской комиссии
Горсовета.
Дважды был
участником ВДНХ и награждался
почетными грамотами.
Имею правительственные награды.
Жена в прошлом учительница.
Сын закончил военную академию, полковник.
Трагически погиб в 1997 году.
Страшную боль от невосполнимой
утраты нам с женой нести до
конца наших дней.
Старший внук — курсант
четвертого курса Голицынского военного
института. Младший
внук — на последнем курсе
первого Санкт — Петербургского
кадетского корпуса имени
генерала армии Матросова.
А теперь о Соловецкой школе юнг.
Там был заложен фундамент всей моей жизни.
В Школу юнг поступил летом 1943 года.
Я тогда работал учеником слесаря — лекальщика в
инструментальном цехе оборонного завода.
У меня была броня. Могли не отпустить
с завода, поэтому я не стал оформлять
увольнение.
Из Загорского района в Архангельский
флотский экипаж мы приехали вдвоем.
Но товарищ, испугавшись трудностей, уехал.
Конечно же, никогда не забыть переодевание
в несгибаемую робу, марш до пристани,
погрузку на транспорт «Карелия»,
подход к Соловкам, свинцовые облака, необыкновенную,
оглушительную тишину, стены
Кремля и сухопарого, немного сутулившегося,
с отложенными назад руками,
ходившего по стенке взад — вперед
коменданта Соловецкого гарнизона.
Проблем с учебой у меня не было.
С товарищами отношения сложились.
Командиром группы был старшина первой
статьи Николай Большаков.
Невысокого роста,
с отличной спортивной фигурой,
немногословный,
всегда в безукоризненно отутюженной
и подогнанной форме,
он был для нас прекрасным примером.
К сожалению, вскоре его перевели куда — то.
А к нам назначили старшину первой статьи.
Наверное, он проигрывал в сравнении
с Большаковым, может быть,
у нас были завышенные требования.
В общем, в памяти остался рыхловатый,
обидчивый человек.
В то же время в роте электриков
были командиры — яркие личности,
пользующиеся непререкаемым авторитетом.
' Я был заместителем командира группы.
Учился с каким — то азартом. С увлечением
занимался электротехникой,
спецэлектротехникой и приборами
управления стрельбой.
Это во многом зависело от замечательных
преподавателей.
Электротехнику и спецэлекхнику читал
военный инженер. Как сейчас, вижу
его стоящим у доски с заложенодним
пальцем за борт кителя.
Еще у него была привычка — набрав воздух,
медленно выпускать через рот,
он как бы отдувался.
Он так ярко излагал материал, что я,
на самоподготовке, а иногда и на уроке,
мог повторить весь материал по памяти.
Жалко, не могу точно вспомнить его фамилию,
кажется, Сыромятников...
ПУС преподавал
лейтенант Дудин. Молодой, мягкий
и добрый человек. Мне очень
нравился предмет.
Думаю, все юнги, учившиеся в Кремле,
помнят капитан — лейтенанта,
преподававшего нам военно — морское дело.
Он относился к той категории преподавателей,
которые считают
ают свой предмет главным.
Он был педантичен, требовал ответов без запинок.
Мы , мечтавшие о море, были сугубо
сухопутными людьми.
Самым трудным,
пожалуй, была терминология.
По ночам зубрили устройство парусного корабля.
Позже мы, конечно, Поняли, что это — очень
важная часть морской культуры.
ППомню, потом уже, когда эсминец, на
котором я служил, стоял на ремонте,
к нам назначили заместителем командира
корабля по политической части капитана из суховойск.
Каким же он иногда выглядел смешным,
совершенно не владея морской терминологией.
Кстати, его быстро списали на берег.
'Конечно же, были трудности, огорчения
и свои радости.
Я даже с ногой в гипсе
лежал в госпитале. Но одного точно
не было — не было разочарования.
Во всяком случае, у меня.
Была цель.
Школу закончил с отличием.
Предоставили возможность выбора флота.
Выбрал Черноморский флот.
При переезде на Черное море на
несколько часов удалось вырваться
в Москву.
Повидался с родными и со своей девушкой.
Нетрудно понять мое состояние,
когда после Соловков я вышел
на площадь около Курского вокзала...
Меня направили на эсминец «Сообразительный» —
один из трех гвардейских кораблей эскадры
Черноморского флота.
На этом красавце военно — морской
флаг был поднят за несколько
дней до начала войны.
В нем были заложены последние
достижения кораблестроительной
техники и вооружения того времени.
А система управления артиллерийским
огнем главного калибра была та,
что мы изучали на Соловках.
А опыт приходил во время
эксплуатации техники.
Среди артиллерийских электриков
был юнга первого набора Лев Ежов,
мой хороший товарищ.
Выходы в море, тревоги,
обслуживание техники, вахты — все
как у всех.
Служба сложилась нормально.
Экипаж гвардейского эсминца
«Сообразительный» — явление
исключительное.
Прошел войну от звонка до звонка.
О нем написано много статей
и книг, выпущено
несколько документальных фильмов.
Петр Сажин
в повести «Севастопольская хроника»
написал:
«То, что сделал экипаж Гвардейского эсминца
«Сообразительный», имеет ценность
как некий эталон военного искусства
и должен относиться к свершениям,
ибо такое нельзя просто выполнить,
а можно лишь свершить>>.
После окончания войны меня направили
в военно — морскую школу.
Закончил ее с отличием по
первому разряду с присвоением
звания старшины второй статьи.
Вернулся на «Сообразительный»
командиром центрального
артиллерийского поста.
Был избран заместителем секретаря
комсомольской организации корабля
.
Летом 1948 года меня демобилизовали по болезни.
За период службы всякое бывало.
Хочется отметить два момента,
не имеющих прямого отношения к службе,
но которые оставили неизгладимые впечатления.
Осенью 1945 года наш эсминец пришел в
Николаев и встал у стенки завода
имени «61 коммунара»,
где он был построен.
Пришел в город первый боевой корабль!
Заводчане встречали с духовым
оркестром и со слезами. Ведь
среди них были и те, кто его строил.
Пришел корабль на ремонт, значит,
будет работа, будет зарплата.
Время было тяжелое, голодное.
Николаевцы впервые увидели
моряков с гвардейскими ленточками.
Пожилые люди спрашивали:
«Что, сынки, Черноморский флот
опять стал георгиевским?»
Надо было видеть этих людей...
В мае 1946 года меня командировали в
Киев на сборы по подготовке
украинской делегации к всесоюзному
параду физкультурников в Москве.
Я впервые с 1943 года оказался
в окружении молодых, здоровых,
красивых юношей и девушек,
съехавшихся со всей Украины.
Дисциплина на сборе была,
но эта дисциплина гражданской организации.
Вскоре меня назначили командиром
отдельного взвода из 53 спортсменов.
Шутили:
«53 хохла и один москаль».
Тренировки шли нормально.
По программе мы должны
были показать Украину
индустриальную и колхозную.
И вот Москва. Парад.
На трибуне руководители
партии и правительства
во главе с И.В. Сталиным и
тысячи зрителей.
Выступление делегации прошло
ярко, красочно, вся программа
была выполнена под музыку большого оркестра.
Мы были молоды, здоровы, верили в будущее...