на Главную страницу
КОМАНДИРЫ
КОНТАКТЫ
КОРАБЛИ
История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ
Другие Школы и ЮНГИ
Лебедев
Игорь
Иванович
,зрелые годы
Лебедев
Игорь
Иванович
, военная молодость
из сборника "Соловецкие юнги":
вспоминает
Игорь
Иванович
Лебедев
:
Родился я в 1928 году в Москве.
К началу войны закончил только пять классов,
поскольку школы первый год не работали.
Родители послали меня в деревню,
вернувшись, я пошел на завод.
В Школу юнг поступил с трудом:
с пятилетним образованием не принимали.
Но в школьной справке я исправил пятерку
на шестерку и вроде бы проскочил
московскую комиссию.
Однако в Архангельске получил
нагоняй в приемной комиссии
И все же я был зачислен в Школу
юнг по специальности «моторист катеров».
Проблем во время учебы не возникало,
все предметы старался усвоить.
Даже болезнь не помешала.
В январе 1944 года пришлось
разгружать транспорт с продовольствием
в сильную метель,
простудился и попал в госпиталь
(к сожалению, не в последний раз).
За месяц я прилично отстал,
но меня освободили от всех работ
и нарядов, а преподаватели
и товарищи помогли «подогнать» программу.
В результате я сдал выпускные экзамены
на отлично.
В 1944 году был направлен на Балтийский флот
в Гвардейский дивизион катерных тральщиков.
Что собою представляли эти тральщики?
Это были рыболовные катера,
в годы войны переоборудованные в тральщики.
Тралили мы лишь фарватеры с обычными
якорными минами.
По боевому расписанию я был
вторым номером у крупнокалиберного
пулемета ДШК.
Во время высадки десанта
на остров Эзель меня ранили и контузили:
немцы стремились уничтожить огневую точку.
Был отправлен (снова!) в госпиталь.
В апреле 1945 года осколками мины
пробили борт катера и выхлопной коллектор
игателя.
Двигатели у нас были восьмицилиндровые кермаги.
Я включил насосы — помпы
откачки горячей воды,
благо двигатели работали,
открыл все иллюминаторы,
но и надышался выхлопными газами.
И опять (!) попал в госпиталь.
Были приключения и иного рода.
Однажды во время траления на
нас напали немеце катера.
Комдив запросил помощь по рации,
так как наше вооружение состояло
из одного крупнокалиберного пулемета.
Обстреляв наши катера с тралами за кормой,
немецкие катера скрылись в шхерах.
Через небольшой промежуток времени
налетели «Илы»,
так как им был указан квадрат,
то они стали обстреливать нас,
приняв за немецкие катера.
Последовала команда рубить трал.
Рубили топором и «разбегались»
в разные стороны в прямом
смысле этого слова.
Комдив срочно сообщил в штаб,
после чего «Илы» улетели.
Хорошо, что ни один из катеров
дивизиона не пострадал.
Вскоре я попал в «спецкоманду» для
транспортировки трофейных кораблей.
Но прежде ыл направлен на курсы
котельных машинистов — кочегаров.
Вот тогда я и понял истины смысл
слов известной песни:
«Товарищ, я вахты не в силах стоять,
— сказал кочегар кочегару. —
Огни в моих топках совсем не горят.
В котлах не сдержать мне уж пару>>.
Но я недолго мучался:
случайно сломал ногу и — в который
уже раз — попал в госпиталь.
В
дальнейшем служил на береговой базе
бригады.
Одновременно с разрешения командира
посещал школу рабочей молодежи.
Демобилизовался в 1950 году в звании
старшины второй статьи.
Приехал домой, о... военкомат
отказывался принимать:
ничего не знали они о Школе юнг.
Десять дней длилась волынка.
Наконец, поступил в техникум
авиаприборостроения.
После окончания техникума
работал в НИИ — 17 авиационной
промышленности.
В 1961 году окончил
Московский Авиационный институт
по специальности «автоматика и телемеханика».
Меня перевели и город Жуковский
в «громовский» институт.
Здесь занимался проблемами
обеспечения безопасности полетов,
внедрения автопилотов.
Между тем, «военные болячки» давали
о себе знать, и в 1970 году пришлось
уйти на пенсию.
Сегодня я — инвалид первой группы.
У меня хорошая семья.
Сыновья — Владимир и
Олег — живут самостоятельно.
Имею правительственные награды.