на Главную страницу

КОМАНДИРЫ

КОНТАКТЫ

КОРАБЛИ

История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ

Другие Школы и ЮНГИ




Лебедев Игорь Иванович ,зрелые годы





Лебедев Игорь Иванович , военная молодость



из сборника "Соловецкие юнги":


вспоминает Игорь
Иванович
Лебедев :



Родился я в 1928 году в Москве.
К началу войны закончил только пять классов, поскольку школы первый год не работали.
Родители послали меня в деревню, вернувшись, я пошел на завод.
В Школу юнг поступил с трудом:

с пятилетним образованием не принимали.
Но в школьной справке я исправил пятерку на шестерку и вроде бы проскочил московскую комиссию.
Однако в Архангельске получил нагоняй в приемной комиссии
И все же я был зачислен в Школу юнг по специальности «моторист катеров».

Проблем во время учебы не возникало, все предметы старался усвоить.
Даже болезнь не помешала. В январе 1944 года пришлось разгружать транспорт с продовольствием в сильную метель, простудился и попал в госпиталь (к сожалению, не в последний раз).
За месяц я прилично отстал, но меня освободили от всех работ и нарядов, а преподаватели и товарищи помогли «подогнать» программу.
В результате я сдал выпускные экзамены на отлично.

В 1944 году был направлен на Балтийский флот в Гвардейский дивизион катерных тральщиков.
Что собою представляли эти тральщики?
Это были рыболовные катера, в годы войны переоборудованные в тральщики.
Тралили мы лишь фарватеры с обычными якорными минами.
По боевому расписанию я был вторым номером у крупнокалиберного пулемета ДШК.
Во время высадки десанта на остров Эзель меня ранили и контузили:
немцы стремились уничтожить огневую точку.
Был отправлен (снова!) в госпиталь.
В апреле 1945 года осколками мины пробили борт катера и выхлопной коллектор игателя.
Двигатели у нас были восьмицилиндровые кермаги.
Я включил насосы — помпы откачки горячей воды, благо двигатели работали, открыл все иллюминаторы, но и надышался выхлопными газами.
И опять (!) попал в госпиталь.
Были приключения и иного рода. Однажды во время траления на нас напали немеце катера.
Комдив запросил помощь по рации, так как наше вооружение состояло из одного крупнокалиберного пулемета.
Обстреляв наши катера с тралами за кормой, немецкие катера скрылись в шхерах.
Через небольшой промежуток времени налетели «Илы», так как им был указан квадрат, то они стали обстреливать нас, приняв за немецкие катера.
Последовала команда рубить трал. Рубили топором и «разбегались» в разные стороны в прямом смысле этого слова.
Комдив срочно сообщил в штаб, после чего «Илы» улетели.
Хорошо, что ни один из катеров дивизиона не пострадал.
Вскоре я попал в «спецкоманду» для транспортировки трофейных кораблей.
Но прежде ыл направлен на курсы котельных машинистов — кочегаров.
Вот тогда я и понял истины смысл слов известной песни:

«Товарищ, я вахты не в силах стоять,
— сказал кочегар кочегару. —
Огни в моих топках совсем не горят.
В котлах не сдержать мне уж пару>>.

Но я недолго мучался:

случайно сломал ногу и — в который уже раз — попал в госпиталь.
В дальнейшем служил на береговой базе бригады.

Одновременно с разрешения командира посещал школу рабочей молодежи.
Демобилизовался в 1950 году в звании старшины второй статьи.

Приехал домой, о... военкомат отказывался принимать:

ничего не знали они о Школе юнг.

Десять дней длилась волынка.

Наконец, поступил в техникум авиаприборостроения.
После окончания техникума работал в НИИ — 17 авиационной промышленности.
В 1961 году окончил Московский Авиационный институт по специальности «автоматика и телемеханика».
Меня перевели и город Жуковский в «громовский» институт. Здесь занимался проблемами обеспечения безопасности полетов, внедрения автопилотов.

Между тем, «военные болячки» давали о себе знать, и в 1970 году пришлось уйти на пенсию.

Сегодня я — инвалид первой группы. У меня хорошая семья.
Сыновья — Владимир и Олег — живут самостоятельно.
Имею правительственные награды.