на Главную страницу
КОМАНДИРЫ
КОНТАКТЫ
КОРАБЛИ
История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ
Другие Школы и ЮНГИ
Лаптев
Валентин
Александрович
,зрелые годы
Лаптев
Валентин
Александрович
, военная молодость
из сборника "Соловецкие юнги":
вспоминает
Валентин
Александрович
Лаптев
:
Родился я в 1927 году в сложной семье:
мать ' — Антонина Макарьевна Брусникина — была
из очень богатой семьи, родственница Саввы Морозова
отец — Лаптев Александр Васильевич — из
крестьянской семьи, был матhосом Волжской
военной флотилии, воевал с белогвардейцами.
В семье я — младший. , Мать умерла в 1932 году,
отец женился, и детство мое было не из легких.
Окончив 6 классов, я был
вынужден пойти в ремесленное училище связи
г. Горького (Нижний Новгород)
,
так как отца и старшего брата в 1942
году призвали в армию.
Вступил в комсомол, надеясь,
что это поможет быстрее попасть на фронт,
но райвоенкомат отказал из — за малолетства.
Летом узнал, что идет набор в Соловецкую
школу юнг, и пытался попасть в
первый набор, но забраковали по
причине близорукости.
Моя мечта Стала
еще сильней, и я нашел выход.
В нашей группе был Вена Аганин,
который также горел желанием попасть в
Школу юнг, но у него тоже
оказался дефект зрения — не
раличал цвета.
Мы договорились
сообща преодолеть врачебную комиссию:
я за него сдаю цвета и принимаю
комбинированный укол от столбняка
(от которого некоторые пацаны падали
при выходе из комнаты),
он за меня проходит проверку зрения.
Таким образом мы оба попали на Соловки,
он — в роту боцманов,
я — в пятую роту мотористов.
Ротой командовал старший лейтенант Лесов,
старшиной смены был старшина втоhой статьи
Матвеев — прекрасные во всех отношениях люди.
Я запомнил их на всю жизнь.
Окончив Школу юнг в 1944 году,
я был расписан в бригаду
торпедных катеров Северного Флота,
где прослужил до демобилизации.
Попал на торпедный катер № 204 типа
«Хиггинс» американского производства.
Командир звена и катера в то время
— старший лейтенант Алексей Ильич Киреев.
Юнг на катере было уже трое:
Яша Пепеляев — старший моторист,
Володя Кызродьев — боцманенок
и Коваленко — радист.
Вскоре пришли к нам еще двое юнг:
Лодочников Гена — дублер радиста
и Хрущев — дублер моториста.
Боевая часть 5 (БЧ — 5)
состояла почти полностью из юнг
(кроме главстаршины Мозгунова).
Освоиться со своими обязанностями и закрепить
теоретические знания помог мне тогда Яша Пепеляев.
Наш катер в тот же день, когда я прибыл,
вышел в море на выполнение боевого задания.
А задания были самые разнообразные.
Это торпедные атаки кораблей противника,
сопровождение своих и союзных конвоев,
высадка диверсионных групп и
снятие их с занятой врагом территории,
патрулирование обозначенных районов,
свободный поиск кораблей противника,
оказание помощи своим и союзным кораблям,
терпящим бедствие, спасение из воды
сбитых летчиков, высадка,войсковых
десантов в порты Линохомари и
Керкинес (Норвегия).
Много в моей флотской жизни было опасного,
трудного. Но три случая не могу забыть.
Это — первый обед в штормовом море,
операция аппендицита, сделанная
мне первому на Северном флоте под
местным наркозом, и неудачная
попытка выписаться из госпиталя.
Как — то в штормовую погоду переходили
мы из губы Долгой на маневренную базу
торпедных катеров Пумманки.
Море было около 4 баллов.
Где — то в Варангер Фиорде
в моторное отделение заглянул
боцман Зимовец и поманил меня
в 4 — местный кубрик.
Когда я, балансируя по палубе,
стал спускаться по вертикальному
трапу лицом вперед, как и
положено моряку, боцман
стоял ко мне спиной перед
обеденным столиком.
Вдруг он резко повернулся,
и прямо перед моим лицом
оказался большой бутерброд — кусок
хлеба, густо намазанный
сливочным маслом,
покрытый сыром и
американской консервированной
колбасой.
Я спокойно взял его и стал,
торопясь, есть.
Боцман похлопал меня по плечу,
дружески обнял,
показал на столик,
заваленный вкусной едой,
на ухо прокричал мне:
«рубай!» — и вылез на палубу.
Уже когда пришли в Пумманки,
я узнал, что этот
обед был для меня
испытанием:
гожусь ли в настоящие моряки.
Если бы из меня вся
еда вылетела,
то есть
я «траванул»,
то мне была бы другая оценка.
Я прослужил в Бригаде
шесть лет, был в море
и в более штормовую погоду,
но ни разу не «травил» и
не покидал
своего боевого поста.
В мае 1945 года меня с приступом
острого аппендицита отправили в
главный военно — морской госпиталь
в Полярное, где срочно
положили на операционный стол.
Военврач, как мне помнится,
старший лейтенант Джоважде,
подошел ко мне и сказал:
«Тебе, дорогой мой, будем делать
операцию, первому на флоте,
не под общим наркозом, а под местным.
Будь настоящим моряком».
Мне было очень больно, но,
собрав все силы, я не издал
ни одного звука. В это время
привезли трех раненных в бою моряков.
Осмотрев одного из них, врач
подошел ко мне и спросил:
«Милый мальчик, можно у
тебя взять немного животного
сала для раненого моряка?»
Я ответил: «Берите, если найдете».
И врач нашел, и помог
раненому товарищу.
Выписывающегося из госпиталя моряка из
нашего БТКа я попросил передать моему
rjмандиру, что меня выпишут через три дня.
В назначенный день за мной прислали из из бригады.
В палату зашел лечащий врач и попросил
приехавшего за мной главного старшину Мозгунова,
чтобы меня первое время сильно не загружали.
Но, посмотрев на меня, , спросил, почему я
такой красный. Взглянув на температурный лист,
прикрепленный к пинке кровати,
где в течение двух последних дней
температура была нормальной,
он осмотрел мой живот и ужаснулся:
было сильное воспаление.
Меня быстро отправили на операцию.
После врач спросил, зачем я сбивал
температуру.
Я ответил, что очень
хотел быстрее вернуться на катер.
Он на это сказал:
«Если бы я не заглянул в палату,
то к черту ты бы отдал концы».
Когда собирались союзные конвои в Полярном,
Иоканге и других наших портах, торпедные катера
тоже включались в походный ордер конвоя.
Мы часто общались на берегу с их моряками.
В основном, играли на пирсах в волейбол,
гоняли мяч, но вспоминаются и другие «игры».
Некоторые «союзнички» не упускали
случая попытаться посмеяться над нами.
Один из излюбленных приемов:
бросить на палубу нашего ТК
что — нибудь в яркой обертке,
предвкушая «кучу — малу» среди матросов.
Технология провокаций тако:ва:
один бросает, другой фотографирует.
Результат — готов материал для СМИ:
русские моряки голодные.
Но это у них не проходило
. И не потому, что мы не нуждались,
ведь нас кормили отлично,
вплоть до шоколада, но потому,
что мы — русские!
Самые лучшие воспоминания службы:
морской шквальный ветер, морские прибои,
торпедные атаки, морская дружба
и командир ТК Киреев Алексей Ильич.
В 1950 году после демобилизации,
гуляя с ребятами, бывшими сослуживцами,
в группе прошедших девчат увидел
девушку — свою судьбу.
Я решил с ней
познакомиться, но оказалось, что не так
все просто.
Только через четыре месяца мне удалось
это, и мы поженились.
В ноябре 2000 года мы отметили золотую свадьбу.
В 1952 году у нас родилась дочка Женечка.
Появилась и внучка Иришка — наша любовь
и гордость.
Она с отличием окончила школу,
поступила в водную академию на факультет
права и получила два диплома:
диплом юриста и красный диплом переводчик.
Работает помощником судьи.
Вся моя семья, конечно в разное время,
побывала на Соловецких островах
и познакомилась с местом моей
боевой юности.
После окончания вечерней школы и
вечернего техникума я получил специальность
автомеханика.
Был приглашен на работу в Горьковский
совнархоз в управление автомобильной
промышленности, но вскоре
был переведен в Волго — Вятский
совнархоз в управление автомобильного
и сельскохозяйственного машиностроения.
Начал работать инженером, закончил
начальником отдела.
Проработал в СНХ 6 лет. После
ликвидации СНХ 8 лет работал
главным инженером «Волговятхимснабсбыта».
Впоследствии меня перевели в
ремонтно — строительное управление,
где проработал в качестве
заместителя ,начальника и
начальника 11 лет.
Далее был переведен заместителем
начальника Камско — Волжской
геологической экспедиции, где проработал до пенсии.
Общий стаж работы более 52 лет без зачетов.
Имею правительственные награды.