на Главную страницу
КОМАНДИРЫ
КОНТАКТЫ
КОРАБЛИ
История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ
Другие Школы и ЮНГИ
Кононов
Михаил
Феофанович
,зрелые годы
Кононов
Михаил
Феофанович
, военная молодость
из сборника "Соловецкие юнги":
вспоминает
Михаил
Феофанович
Кононов
:
Родился в 1927 году. Детство прошло
в Архангельске. Семья была среднего
достатка. Жили весьма скромно.
Закончил семилетку; не был отличником,
но учился старательно.
Война! 200 гр. хлеба. Летом всем классом
работали в колхозе на сенокосе.
Во время учебы подрабатывал с папой
в артели по ремонту солдатских валенок.
Получали дополнительно по 200 гр. хлеба.
В конце 1942 года он был назначен
директором лесобиржи «Башлыково» в Коми АССР.
Взял меня с собой, и там я работал
помощником тракториста на вывозе леса
с делянок, а позднее десятником.
В конце августа 1943 года я вернулся
в Архангельск с желанием поступить
в мореходное училище.
Узнав о наборе добровольцев в Школу юнг,
обратился в райком комсомола и
с согласия мамы был зачислен в
группу радистов.
Я учился во 2 — й роте радистов.
Командир — старший лейтенант Дубовой,
старшина- мичман Туманцев,
старшина смены — Осятушкин.
Занимались много, настойчиво.
В нашем кубрике размещалась
и смена старшины Разина,
у которого учился Вадим Коробов.
Будущий герой — подводник был
комсоргом роты.
Я встретился с ним случайно на заводском
пирсе через 12 лет.
Он был старпомом на дизельной лодке,
а я на соседней работал мастером
в сдаточной команде.
Обе наши лодки в трудных
зимних условиях сквозь
льды пробивались на Север,
в Мурманск, чтобы продолжить
сдаточную программу.
Мы, мальчишки 40 — х годов, воспитанные
на кинофильмах «Ленин в Октябре»,
«Броненосец Потемкин»,
«Мы из Кронштадта», тянулись
к славе моряков и лихой их
удали в «клешах» и бескозырках
набекрень с ленточками до пояса.
Было у старшин много забот,
когда мы вшивали в брюки
рабочей формы клинья,
выдирали каркасы в бескозырках
и делали из них «блин»,
растягивали на фанерных
клиньях суконные брюки
формы № 3 и гладили их под матрацами.
Отнимали или выменивали
латунные бляхи и пуговицы
на шинелях у ребят из
учебного отряда,
ленточки с кончиками.
У нас — то были черные
железные бляхи и пуговицы,
покрашенные черной эмалью.
На бескозырке — бантик.
Латунь — стратегический металл.
Какой — то «разведчик»
обнаружил старый прожектор.
Раскурочил его,
и мы тонкой латунной
фольгой стали обтягивать
наши черные бляхи.
Я схлопотал
себе «стружку»
на большой палец
правой руки
во время этой «работы».
Палец опух,
нагноился,
и я сидел
на радиозанятиях
как наблюдатель,
пока меня
старшина не
выгнал в санчасть.
Доктор
схватила
ножницы
и отрезала
кусочек
пальца
вместе
со
стружкой латуни.
Нагноение быстро
прошло.
Эта память
о моей первой красивой флотской бляхе всегда
со мной.
Дни бежали быстро. Учеба,
дежурства на камбузе с заботами,
как подбросить «корешам» компот
или дополнительную порцию второго.
Строевая подготовка с песнями в строю.
Выходы в море на шлюпках на веслах.
Разучивание нового гимна Советского Союза.
Подготовка к вступлению в комсомол.
Принимали в штабе. Торжественно.
Вручал комсомольские билеты
комиссар Школы Шахов Сергей Сергеевич.
Пришивали карманчики к тельняшкам
и носили билеты на груди.
Мы быстро мужали. Разговоры шли о делах
на флотах и фронтах. Все желали попасть
на действующий флот:
Север, Балтика,
Черноморский.
Наступала осень года
сорок четвертого, экзамены. Вот мы уже моряки, специалисты своего профиля.
Я получил назначение на Тихоокеанский флот.
Судьба. Нас отправили последними.
Добирались около месяца.
Еда — сухари и соленое сало.
За время поездки два раза был
горячий обед в столовых и
одна баня с дезкамерой.
Во Владивостоке меня забрали подводники.
Но не успел я получить постельные
принадлежности, как в казарму
прибежал старшина из первой
бригады торпедных катеров,
и после долгих его переговоров
с начальством мы шагали ночью
к месту моей новой службы.
Старожилы — катерники встретили
дружелюбно.
Я познакомился с
командой и рубкой
радиста величиной с тумбочку.
В январе поступил в распоряжение «спецкоманды».
Здесь формировались будущие экипажи на
10 фрегатов. Флоту предстояло принять
американские корабли,
а мне — переучиться на радиометриста.
Жили мы в старых, царских еще,
казармах.
Нам выдали новую форму с надписью
на ленточках «Военно — морской флот».
На погонах буква «Ф».
Большинство моряков были с
других флотов.
Все письма, фотографии и
адреса отправили домой.
Сдали отпечатки пальцев
и стали готовиться к
переходу в Америку.
День, который помнит каждый из нас.
День Победы встретили, ликуя и празднуя.
Но вскоре получили приказ о погрузке на
транспорт.
Наша команда шла
на транспорте типа
«Либерти» — «Феликс Дзержинский».
Чистые трюмы и койки в три яруса.
При проходе Сангарского пролива
в сопровождении японских эсминцев
сидели в трюмах.
Высадились на американской военно — морской
базе Клод — Бей.
Для русских американцы выстроили
городок:
жилые домики,
хозяйственные постройки,
столовая и общественный гальюн — все
по местным, штатовским, представлениям.
Чистота и порядок по меркам
России — невиданные.
На питание не скупились — имелось
все, кроме черного хлеба, щей и борща.
На первое наливали что — то вроде
бульончика, и через несколько дней
стало невмоготу.
Тогда
организовали своих поваров,
чтоб в борще ложка стояла,— совсем другое
дело!
Два месяца учились в специальных классах,
где показывали учебные фильмы по физике,
электротехнике, радиоделу,
локации, все по принципу — от простого
к сложному.
Таким же образом читали и теорию.
Свободное время проводили в клубе.
Здесь тоже кино, но уже, как
говорится, «буржуазное».
Конечно, имелись известные
«политические разночтения»,
и тогда приходилось хитрить.
Например, если американцы спрашивали:
«Кто такой?» и показывали на
замполита, отвечали: «Это наш физрук».
Или, чтобы законспирировать
комсомольское собрание,
усаживали впереди парня
с балалайкой, десrать, у нас
коллективное прослушивание.
Но вообще — то, американцев
это мало интересовало.
На учениях американцы поражались
меткости наших артиллеристов — они
вдребезги разносили мишени чуть
ли не с первого выстрела.
Хотя все объяснялось просто:
шел сорок
пятый год, в экипажах были моряки
с действующих флотов, там — то и
настрелялись вдоволь.
С локацией получалось хуже — дело новое,
непривычное.
С полмесяца ходили с американцами
совместными экипажами. Зачеты сдали.
Стали собираться домой. Заправились
топливом, построились в кильватерную колонну
(10 фрегатов) и двинулись домой
в тревожном ожидании новой войны.
Обогнули
,Камчатку и, прижимаясь к своим берегам,
Татарским проливом вернулись
в родной Владивосток.
Мы очень соскучились по черному хлебу,
щам из зеленых листьев капусты
и нашим друзьям и любимым.
В десятых числах августа 1945 года
поступила команда принять на борт
группу автоматчиков.
Мы разместили их в своих кубриках,
успокаивали их, когда попали в шторм.
Вышли из Владивостока и направились
в бухту Витязь,
где комплектовалась
ударная группа для высадки
десанта в порту Расин во
главе с фрегатом ЭК — 5.
Я как радиометрист станции дальнего
обзора нес постоянную вахту наблюдения
за воздушными целями.
При подходе к Расину мы видели
на горизонте зарево горящих портовых
сооружений:
это поработала штурмовая авиация
и первая бригада торпедных катеров
из бухты Улис.
Втягиваясь всей эскадрой в бухту,
увидели десятки потопленных на
рейде и у причалов гражданских судов,
горящие склады.
Военные корабли японцев
успели выскочить из этой западни.
На причале нас встретили разведчики.
Срочно высаженные десантники ушли на позиции.
Мы продолжали нести круглосуточные
вахты наблюдения, и в случае
появления японских самолетов со
всех кораблей открывался заградительный огонь.
Они бросали мбы на сопки и поворачивали
обратно.
Во Владивосток
ушла радиограмма о завершении операции.
И вдруг, выйдя на рейд, взорвался
на мине тральщик.
Все три транспорта, пришедшие
из Владивостока за трофеями,
взорвались на фарватерее, по
которому прошло наше соединение.
Мы оказались в ловушке.
Мины были донные, не контактного
действия.
Для разминирования фарватера
группа торпедных катеров
на максимальных скоростях
бомбила подходы к порту.
(Мы грешили на хитрых японцев,
и лишь через много лет я с
удивлением узнал,
что это сделали американцы:
они выставили более 450 донных мин!)
За эту операцию все ее участники — и
я — были награждены корейской
медалью «За освобождение Кореи».
После возвращения меня — старшину
первой статьи, радиометриста
первого класса-командировали
в Комсомольск — на — Амуре.
Назначили на эсминец 30 — бис «Верткий».
Избрали секретарем комсомольской
организации корабля.
В марте 1950 года демобилизовался
и вернулся на родину.
Начал готовиться к сдаче экзаменов
в Архангельский судостроительный
техникум на отделение «судовых механизмов».
Сдал экзамены хорошо.
Во время летних каникул работал.
Один сезон матросом на буксире
«Бобровская запань».
Водили по Двине плоты в Архангельск.
В следующем году работал санитаром
на «скорой помощи».
Один сезон ходил на морском
буксире кочегаром — угольщиком
первого класса.
Водили лихтера
Мурманск — Нарьян — Мар-Архангельск.
Писал закрытый диплом по
дизельным лодкам.
Закончил техникум с отличием.
Был принят на «Севмашпредприятие»
на должность мастера и работал
по строительству и сдаче
дизельных подводных лодок.
Одновременно учился в ленинградском
заочном политехническом институте
на кафедре «Турбиностроение».
Писал закрытый диплом.
Закончил в 1964 году на «отлично».
А перед этим был командирован
в Обнинск для освоения монтажа
и эксплуатации ядерных энергетических установок.
После возвращения стал старшим
мастером реакторного отсека
атомной ракетной лодки К — 19,
получившей на флоте название «Хиросима».
Работал на ней до сдачи флоту
и сопровождал ее к месту базирования.
В последующем работал сдаточным
механиком на других атомных лодках.
В 1964 году меня назначили заместителем
начальника отдела труда и заработной
платы предприятия.
Снова стал учиться, поступил в
Ленинградский инженерно — экономический
институт имени Тольятти.
Закончил по специальности
«экономика и организация
машиностроительной промышленности».
Был избран секретарем парткома
заводоуправления,
а затем заместителем
секретаря парткома предприятия.
Сейчас на пенсии.
Имею правительственные награды.
Женат. Жена Зоя Александровна — врач — педиатр.
Дочь Ирина — инженер, работает на заводе.
Внук и внучка учатся в институтах.
Зять — инженер — кораблестроитель