на Главную страницу
КОМАНДИРЫ
КОНТАКТЫ
КОРАБЛИ
История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ
Другие Школы и ЮНГИ
Коротко
Всеволод
Викторович
,зрелые годы
Коротко
Всеволод
Викторович
, военная молодость
из сборника "Соловецкие юнги":
вспоминает
Всеволод
Викторович
Коротко
:
На улице Трехгорный вал прошло мое
короткое
детство. Там я окончил семь классов,
ходил в Дом пионеров имени Павлика Морозова,
посещал электрокружок и фотокружок.
Когда началась война, мы — пацаны — дежурили
на крышах домов и сбрасывали
зажигательные бомбы.
16 октября 1941 года, после паники
в Москве, я, четырнадцатилетний мальчишка,
чтобы получать рабочую карточку,
поступил на «Трехгорную мануфактуру»
в центральную электромастерскую, где работал
электрообмотчиком, ремонтировал моторы.
Знания, которые я получил в кружках,
пригодились, работал по 12 ч
асов в сутки, скидки на возраст
никто не давал:
немцы стояли в 20 — 30 километрах от
Москвы.
На комбинате отработал два года.
Выпускали - марлю, защитную ткань,
снаряды для фронта.
В 1942 году я, Толя Казаков и Толя
Кузьмин подали заявления в военкомат,
чтобы направили нас на фронт,
но больше всего нам хотелось быть
военными моряками.
И в августе 1943 года
нас отправили в Архангельск, мы к
тому времени уже вступили в комсомол.
В Архангельске прошли мандатную и медицинскую
комиссии, и нас разделили по специальностям:
меня — артэлектриком,
Толю Казакова — корабельным электриком,
Толю Кузьмина — радистом.
Мы жили в Савватьево в землянках,
которые построили юнги первого набора.
Затем нас перевели в Кремль.
Я был в четвертой роте, в 36 — й смене.
К режиму школы привык быстро,
учился хорошо, больше всего любил физику,
так как с детства увлекался электроприборами.
По окончании Школы юнг меня
направили на Северный флот,
на эскадренный миноносец «В. Куйбышев»,
где был зачислен в центральный пост
артэлектриком ПУС.
Наш корабль участвовал в сопровождении и
охране Северных конвоев.
Когда эсминцы подходили к острову Медвежий,
где часто назначались рандеву с
конвойными кораблями, флагманы,
как обычно, обменивались
позывными сигналами:
сдавали друг другу вахту. Союзники
поворачивали на обратный курс
к берегам Англии, а наши
эсминцы продолжали вести
транспорты дальше,
в Мурманск и Архангельск.
На этом пути ответственность
за безопасность иностранных
судов и грузов уже ложилась
на экипажи советских кораблей.
Немецкие самолеты и подводные
лодки непрерывно нападали
на караваны, бомбили
сверху и торпедировали снизу.
Это была настоящая «дорога смерти».
В конце 1944 года эсминец высаживал десант
на полуостров Рыбачий. Взяли 300 солдат,
десантники этот переход перенесли очень тяжело.
Сильно штормило. Помню, даже опытные
солдаты плакали и вспоминали маму.
Высаживали десант ночью, так что все
обошлось благополучно. Таких эпизодов было много.
Кончилась война, но не для нас.
Довольно долго наш эсминец участвовал в
тралении мин на Белом море.
Однажды мина взорвалась в трале,
но мы сумели дойти своим ходом до базы.
В октябре 1946 года в звании старшего матроса
я демобилизовался инвалидом войны
второй группы.
Вернувшись в Москву, пошел учиться,
закончил зооветтехникум, затем заочно институт.
Работал в школе повышения квалификации
сельхозкадров преподавателем, а
потом заместителем директора.
Имею правительственные награды.
С женой прожил 51 год, у нас дочь,
внучка и правнучка. В 1982 году
перенес инфаркт миокарда,
спустя несколько лет дважды — инсульт
с левосторонней парализацией.
Сейчас я инвалид первой группы,
и вся нагрузка лежит на жене,
которая постоянно за мной
ухаживает и вместе со мной
переживает все мои невзгоды.
Школа юнг дала мне закалку,
выдержанность и дисциплинированность.