на Главную страницу

КОМАНДИРЫ

КОНТАКТЫ

КОРАБЛИ

История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ

Другие Школы и ЮНГИ




Коротко Всеволод Викторович ,зрелые годы




Коротко Всеволод Викторович , военная молодость



из сборника "Соловецкие юнги":


вспоминает Всеволод
Викторович
Коротко :



На улице Трехгорный вал прошло мое короткое детство. Там я окончил семь классов, ходил в Дом пионеров имени Павлика Морозова, посещал электрокружок и фотокружок.

Когда началась война, мы — пацаны — дежурили на крышах домов и сбрасывали зажигательные бомбы.
16 октября 1941 года, после паники в Москве, я, четырнадцатилетний мальчишка, чтобы получать рабочую карточку, поступил на «Трехгорную мануфактуру» в центральную электромастерскую, где работал электрообмотчиком, ремонтировал моторы.
Знания, которые я получил в кружках, пригодились, работал по 12 ч асов в сутки, скидки на возраст никто не давал:

немцы стояли в 20 — 30 километрах от Москвы.
На комбинате отработал два года. Выпускали - марлю, защитную ткань, снаряды для фронта.
В 1942 году я, Толя Казаков и Толя Кузьмин подали заявления в военкомат, чтобы направили нас на фронт, но больше всего нам хотелось быть военными моряками.
И в августе 1943 года нас отправили в Архангельск, мы к тому времени уже вступили в комсомол. В Архангельске прошли мандатную и медицинскую комиссии, и нас разделили по специальностям:
меня — артэлектриком, Толю Казакова — корабельным электриком, Толю Кузьмина — радистом.
Мы жили в Савватьево в землянках, которые построили юнги первого набора.
Затем нас перевели в Кремль. Я был в четвертой роте, в 36 — й смене.
К режиму школы привык быстро, учился хорошо, больше всего любил физику, так как с детства увлекался электроприборами.
По окончании Школы юнг меня направили на Северный флот, на эскадренный миноносец «В. Куйбышев», где был зачислен в центральный пост артэлектриком ПУС.
Наш корабль участвовал в сопровождении и охране Северных конвоев.
Когда эсминцы подходили к острову Медвежий, где часто назначались рандеву с конвойными кораблями, флагманы, как обычно, обменивались позывными сигналами:

сдавали друг другу вахту. Союзники поворачивали на обратный курс к берегам Англии, а наши эсминцы продолжали вести транспорты дальше, в Мурманск и Архангельск.

На этом пути ответственность за безопасность иностранных судов и грузов уже ложилась на экипажи советских кораблей.
Немецкие самолеты и подводные лодки непрерывно нападали на караваны, бомбили сверху и торпедировали снизу.
Это была настоящая «дорога смерти».
В конце 1944 года эсминец высаживал десант на полуостров Рыбачий. Взяли 300 солдат, десантники этот переход перенесли очень тяжело.
Сильно штормило. Помню, даже опытные солдаты плакали и вспоминали маму.
Высаживали десант ночью, так что все обошлось благополучно. Таких эпизодов было много.
Кончилась война, но не для нас. Довольно долго наш эсминец участвовал в тралении мин на Белом море.
Однажды мина взорвалась в трале, но мы сумели дойти своим ходом до базы.
В октябре 1946 года в звании старшего матроса я демобилизовался инвалидом войны второй группы.
Вернувшись в Москву, пошел учиться, закончил зооветтехникум, затем заочно институт.
Работал в школе повышения квалификации сельхозкадров преподавателем, а потом заместителем директора.
Имею правительственные награды. С женой прожил 51 год, у нас дочь, внучка и правнучка. В 1982 году перенес инфаркт миокарда, спустя несколько лет дважды — инсульт с левосторонней парализацией.
Сейчас я инвалид первой группы, и вся нагрузка лежит на жене, которая постоянно за мной ухаживает и вместе со мной переживает все мои невзгоды.
Школа юнг дала мне закалку,
выдержанность и дисциплинированность.