на Главную страницу
КОМАНДИРЫ
КОНТАКТЫ
КОРАБЛИ
История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ
Другие Школы и ЮНГИ
Казаков
Анатолий
Алексеевич
,зрелые годы
Казаков
Анатолий
Алексеевич
, военная молодость
из сборника "Соловецкие юнги":
вспоминает
Анатолий
Алексеевич
Казаков
Когда в 1972 году в помещении парткома депо
«Красная Пресня» (московский метрополитен)
собрались воспитанники Соловецкой школы юнг,
я и не подозревал, что этому событию
уготована роль «исторического».
Я тогда был освобожденным секретарем
парткома депо — решили собраться у меня:
вход был с улицы, никто мешать не будет.
Приехал Виталий Гузанов. Рассказал о том,
что на Соловках состоялся слет бывших
юнг из многих городов России.
Создан центральный совет. Однако об этом
уже много написано, не буду повторяться.
Услышанное воодушевило нас. Мы создали
свой — Московский совет ветеранов Соловецких юнг.
Первым председателем избрали замечательного нашего
товарища — юнгу первого набора радиста
Виктора Максимова.
Умер он уже, к сожалению.
На первое собрание собралось человек двадцать,
точно не помню. Помню только, что когда
решили выпить «за знакомство», стаканов
не хватило.
Витя Блажилин, машинистом в депо работал,
из буфета принес, пили в две очереди.
Долго потом не расходились. Воспоминания
одолели — у каждого своя история.
Моя — юношеская — мало чем отличалась от других.
Родился в 1927 году на Пресне.
К началу войны успел закончить только
шесть классов.
Летом родители послали в деревню,
когда вернулся, поступил на «Трехгорку»
учеником электромонтажника.
А в начале 1943 года я и мои товарищи по
двору Коретко, Кузмин, решили с помощью
райкома комсомола поступить в Школу юнг.
И поступили.
Учились увлеченно, да
и нас учили люди необыкновенные.
Они были не только военными специалистами — они
были превосходными педагогами.
Наверное, поэтому я с отличием закончил
Школу юнг по специальности «электрик»
в 1944 году.
Попросился на Балтику. В Кронштадте зачислили
во 2 — й дивизион морских охотники.
Вначале плавал на катерах.
Ходили в дозоры, тралили.
В оперативные планы меня не посвящали.
В боевом расчете меня числили минером,
а основное мое дело — электрик.
Чтобы генератор бесперебойно работал,
свет постоянно был.
В памяти уже блекнут отдельные эпизоды.
Все они слились в одну единую ленту событий,
и каждое могло стоить жизни.
Одно твердо знаю:
обязанности свои выполнял честно.
После Победы служил на сторожевом корабле
«Вихрь». Мы обошли все Балтийское море — в
основном это были учения.
В 1950 году меня демобилизовали. Приехал в
Москву и сразу же поступил на Московский
метрополитен помощником машиниста,
а затем машинистом работал.
Правда, был перерыв:
заграничные командировки по линии
Министерства иностранных дел.
В Индии, в Сирии я работал в наших
представительствах на хозяйственных должностях.
Но это по семейным обстоятельствам
длилось недолго.
Ведь в то время
можно было выезжать за рубеж только семьей,
а у меня сын заканчивал десятилетку,
решили остаться в Москве.
Вернулся в метрополитен. Прошло несколько лет,
и меня избрали секретарем партюма депо
«Красная Пресня».
Должность, однако, была освобожденная.
Это значило, что я должен был пересесть
от пульта управления вагоном метро за
стол партийного начальника.
Не сразу согласился, но пришлось
подчиниться партийной дисциплине.
Кстати, я довольно много при этом терял в
зарплате. Но дыру в семейном бюджете
заполняла жена Зинаида, пережившая
в свое время от первого до последнего
дня Ленинградскую блокаду.
Она была начальником цеха в типографии.
Поначалу я просил вернуть меня на прежнюю работу,
но райком партии не соглашался.
12 лет был несменяемым секретарем парткома депо.
Однако снова меня направили в
загранкомандировку. Три года я работал
хозяйственником в Генеральном Консульстве
в Сан — Франциско.
Оттуда и ушел на пенсию.
Имею правительственные награды.