на Главную страницу

КОМАНДИРЫ

КОНТАКТЫ

КОРАБЛИ

История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ

Другие Школы и ЮНГИ




Казаков Анатолий Алексеевич ,зрелые годы




Казаков Анатолий Алексеевич , военная молодость



из сборника "Соловецкие юнги":


вспоминает Анатолий
Алексеевич
Казаков


Когда в 1972 году в помещении парткома депо «Красная Пресня» (московский метрополитен) собрались воспитанники Соловецкой школы юнг, я и не подозревал, что этому событию уготована роль «исторического».
Я тогда был освобожденным секретарем парткома депо — решили собраться у меня:
вход был с улицы, никто мешать не будет.
Приехал Виталий Гузанов. Рассказал о том, что на Соловках состоялся слет бывших юнг из многих городов России.
Создан центральный совет. Однако об этом уже много написано, не буду повторяться.
Услышанное воодушевило нас. Мы создали свой — Московский совет ветеранов Соловецких юнг.
Первым председателем избрали замечательного нашего товарища — юнгу первого набора радиста Виктора Максимова.
Умер он уже, к сожалению. На первое собрание собралось человек двадцать, точно не помню. Помню только, что когда решили выпить «за знакомство», стаканов не хватило.
Витя Блажилин, машинистом в депо работал, из буфета принес, пили в две очереди. Долго потом не расходились. Воспоминания одолели — у каждого своя история.
Моя — юношеская — мало чем отличалась от других. Родился в 1927 году на Пресне. К началу войны успел закончить только шесть классов.
Летом родители послали в деревню, когда вернулся, поступил на «Трехгорку» учеником электромонтажника.
А в начале 1943 года я и мои товарищи по двору Коретко, Кузмин, решили с помощью райкома комсомола поступить в Школу юнг.
И поступили.
Учились увлеченно, да и нас учили люди необыкновенные. Они были не только военными специалистами — они были превосходными педагогами.
Наверное, поэтому я с отличием закончил Школу юнг по специальности «электрик» в 1944 году.
Попросился на Балтику. В Кронштадте зачислили во 2 — й дивизион морских охотники. Вначале плавал на катерах. Ходили в дозоры, тралили. В оперативные планы меня не посвящали.
В боевом расчете меня числили минером, а основное мое дело — электрик.
Чтобы генератор бесперебойно работал, свет постоянно был.
В памяти уже блекнут отдельные эпизоды. Все они слились в одну единую ленту событий, и каждое могло стоить жизни.
Одно твердо знаю:

обязанности свои выполнял честно. После Победы служил на сторожевом корабле «Вихрь». Мы обошли все Балтийское море — в основном это были учения.
В 1950 году меня демобилизовали. Приехал в Москву и сразу же поступил на Московский метрополитен помощником машиниста, а затем машинистом работал.

Правда, был перерыв:
заграничные командировки по линии Министерства иностранных дел. В Индии, в Сирии я работал в наших представительствах на хозяйственных должностях.
Но это по семейным обстоятельствам длилось недолго.
Ведь в то время можно было выезжать за рубеж только семьей, а у меня сын заканчивал десятилетку, решили остаться в Москве.
Вернулся в метрополитен. Прошло несколько лет, и меня избрали секретарем партюма депо «Красная Пресня».
Должность, однако, была освобожденная. Это значило, что я должен был пересесть от пульта управления вагоном метро за стол партийного начальника. Не сразу согласился, но пришлось подчиниться партийной дисциплине.
Кстати, я довольно много при этом терял в зарплате. Но дыру в семейном бюджете заполняла жена Зинаида, пережившая в свое время от первого до последнего дня Ленинградскую блокаду.
Она была начальником цеха в типографии. Поначалу я просил вернуть меня на прежнюю работу, но райком партии не соглашался. 12 лет был несменяемым секретарем парткома депо.
Однако снова меня направили в загранкомандировку. Три года я работал хозяйственником в Генеральном Консульстве в Сан — Франциско.
Оттуда и ушел на пенсию.
Имею правительственные награды.