на Главную страницу
КОМАНДИРЫ
КОНТАКТЫ
КОРАБЛИ
История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ
Другие Школы и ЮНГИ
Вершинин Геннадий Георгиевич
Вершинин Геннадий Георгиевич , военная молодость
из сборника "Соловецкие юнги":
Вспоминает Вершинин Геннадий Георгиевич :
Я родился в 1927 году в Архангельской области.
Мои родители крестьяне. Георгий Яковлевич и Алефтина
Яковлевна одними из первых вступили в колхоз,
он назывался «Новая жизнь».
Колхоз был животноводческий.
Мы, мальчишки, в летние каникулы работали на уборке овощей,
на сенокосе, помогали колхозникам.
Когда началась Великая Отечественная война и все
мужчины ушли на фронт, я и мои ровесники стали
основными работниками в колхозе: косили,
пахали, боронили, стоговали сено, а зимой были в извозе.
Причем, нормы выполняли на 110 — 140%. В августе 1942
года председатель колхоза предложил стать конюхом.
В моем заведовании было 16 лошадей, их нужно было накормить,
напоить и подготовить к работе к семи часам утра.
Вставал в четыре часа утра и заканчивал рабочий день
в десять вечера.
В июне 1942 года меня приняли в комсомол, а через год меня
и еще нескольких мальчишек пригласили в Холмогорский райком
комсомола и предложили поступить в Школу юнг.
Мы, шесть комсомольцев, прошли медкомиссию, где меня
признали годным. Разрешили съездить домой на 3 — 4 дня.
В июле 1943 года нас из Холмогор на пароходе отправили
в Архангельск. Так распрощался я с родным домом,
так кончилась моя деревенская жизнь.
Сейчас в Архангельске на деревянном двухэтажном здании
на улице Юнг Военно-Морского Флота установлена мемориальная
доска с информацией о формировании здесь в годы войны
Школы юнг. В этом здании, уже по флотским порядкам,
прошли мы медицинскую комиссию.
Меня признали годным
и определили специальность — боцман торпедного катера,
учитывая, что я помор.
сентябре на Соловках была сформирована 4 — я рота,
а в ее составе — моя 39 — я смена боцманов
торпедных катеров. Командиром роты был,
по — моему, старший лейтенант Семилеткин,
старшиной роты — главный старшина Федосов.
Наша смена разместилась в двух кубриках по
12 человек, койки были трехъярусные
металлические, я спал на верхнем — третьем
ярусе.
Кубрики раньше называли
кельями, в них жили монахи.
Первые два месяца мы занимались строевой и тактической
подготовкой, затем началась теория.
Преподаватели были опытные.
Я помню мичмана
Лазорева — это грамотный, требовательный, но
справедливый специалист по минно — торпедному оружию.
Военно — морскую практику преподавал мичман Кириллов,
с ним мы ходили на веслах и под парусами в море,
он учил самостоятельно управлять шлюпкой.
К нам относились по — доброму, по — отцовски.
Весь процесс обучения был приближен к боевым
условиям на корабле, в море. И за это я благодарен
всем, кто научил меня быть специалистом высокого
класса, правильно ориентироваться в экстремальных
ситуациях.
12 декабря 1943 года в торжественной обстановке
наша смена приняла присягу на верность Родине. После
этого на нас стали распространяться приказы военного
времени.
В сентябре 1944 года сдали экзамены и начались
томительные ожидания — кого на какой флот пошлют.
Большинство стремилось на действующий флот.
В моем свидетельстве об окончании были одни «пятерки»;
храню до сих пор — показывал его сначала детям,
потом внукам, да и теперь школьникам,
когда приглашают на встречи.
Направление получил на Балтику. Группу выпускников
на теплоходе переправили в Кемь, там погрузились
в эшелон на Ленинград. Прибыли в город — герой — весь
разрушенный. Здесь я увидел зверства и вандализм фашизма,
для меня и многих это было страшным потрясением.
Из флотского экипажа нас, группу мотористов и боцманов,
на теплоходе перевезли в Кронштадт, а далее — пешком на
базу «Литке», где базировались торпедные катера.
Я незаслуженно стал гвардейцем — попал в один из отрядов
торпедных катеров Первого гвардейского дивизиона,
был поставлен на штат дублером боцмана
одного из гвардеских катеров типа Г — 5.
Хотя участвовал в войне краешком, самую малость.
Нас, салажат — дублеров, брали вместе со
штатными экипажами в море для отработки
задач по обслуживанию техники — каждый по
своей специальности.
Это были недлительные учебные походы,
иногда поиск врага.
Летняя кампания 1944 года заканчивалась,
и еще один отряд с западных позиций возвратился
на базу для ремонта и профилактики.
Небольшая группа боцманов, в том числе и я,
была направлена на морзавод в Кронштадт.
Наша задача: перебирать и ремонтировать
торпедные аппараты под контролем мастеров завода.
Работу выполнили досрочно, и командир дивизиона
гвардии капитан второго ранга С. Осипов нас
поблагодарил.
Шла усиленная подготовка материальной
части к новым боевым операциям весенне — летней
кампании 1945 года.
В середине марта пришел приказ катерам перебазироваться
в Клайпеду. Но Финский залив
был скован крепким льдом. Тогда командование
решило переправить катера в Ораниенбаум,
оттуда — на железнодорожные платформы и на запад.
На базе «Литке» катера грузили на сани — кильблоки
и трактор 2ТЗ буксировал их в Кронштадт на
Арсенальную пристань, там краном катер вместе
с санями грузили на баржу, и буксир по битому
льду тянул ее в Ораниенбаум.
В Ораниенбауме опять
плавкраном катера грузили на железнодорожные платформы.
Вот так катера «ходили» по суше.
По прибытии в Клайпеду 4 катера типа «Комсомолец»
сразу вышли на поиск и уничтожение вражеских кораблей,
а нас — 3 катера Г — 5 — пока держали в резерве.
Во второй половине апреля штатного боцмана перевели
на катер «Комсомолец» и боцманом ТКА — 354 стал я.
Конец войны мы встретили в Балтийске.
Радисты еще 8 мая что — то поймали,
якобы немцы капитулировали, а утром 9 мая
уже сухопутные артиллеристы стали салютовать.
Обнимались, целовались, вобщем ликовали:
дождались самого счастливого дня, дня Победы!
Какое счастье остаться живым без единой царапинки!
Но служба продолжалась. Летом 1946 года было
решено катера типа Г — 5 перебазировать в Ленинград
и законсервировать на одном из судостроительных заводов.
Выполнив задание, экипажи прибыли на новое место
дислокации под Ригой в поселке Болдерай — это в устье
реки Лиелупе.
В Болдерае мы жили в казарме
в нормальных бытовых условиях, был матросский клуб,
баня.
Кампания 1947 года проходила в боевой
подготовке,
штурманские походы, торпедные стрельбы, стрельба
из пулемета ДШК по щиту. Экипаж ТКА 808 был дружный,
все задачи мы выполняли хорошо, мне присвоили
звание-старшина первой статьи.
Избрали комсоргом
отряда. В 1950 году стал членом ВКП (б).
Командование предложило остаться на сверхсрочную службу,
но я согласия не дал. В феврале 1950 года демобилизовался
и поехал в Северодвинск, оформил документы на завод
№ 402 (Севмашпредприятие).
В марте получил пропуск на завод и приступил к
работе в корпусообрабатывающем цехе. В августе
поступил в судостроительный техникум на вечернее отделение.
Учился и работал нормально. В 1952 году был назначен
мастером отдела технического контроля.
Завод начал строить дизельные подводные лодки
с торпедным вооружением проектов 611, 613 и 629.
Я принимал непосредственное участие в изготовлении
и сдаче флоту эсминцев 30бис — прекрасных кораблей.
В 1955 году успешно защитил диплом техника по специальности
«судокорпусостроение». Поступил в институт, но по
болезни пришлось уйти с 3 — го курса. В 1961 году
меня назначили начальником бюро технического контроля.
В 1968-1971 годах работал секретарем партийной организации.
За 37 лет работы на Севмашпредприятии я принимал активное
участие в строительстве и сдаче 8 эсминцев 30бис,
около 50 подводных лодок (60 % из них атомные) и
многих вспомогательных судов.
В начале семидесятых познакомился с Костей Юдановым,
вместе с ним был на первой встрече юнг на Соловках.
В Северодвинске организовали КЮМ — клуб юных моряков.
В Архангельске с нашим участием в школе № 11 был
создан музей, заложен парк возле школы — памяти юнг.
В 1987 году вышел на пенсию «Почетным ветераном предприятия». Живу в Пскове, но связь с предприятием не прерываю. Имею правительственные награды.
Мы с женой вырастили двух сыновей, внука и двух внучек.
Гордимся ими.
Жизнь прожил не зря.
Что — то удалось, чего — то не сумел.
Школа юнг была стартовой площадкой в моей жизни,
воспитала во мне честность, добросовестность,
порядочность, ответственность за порученное
дело и великую флотскую дружбу.