на Главную страницу
КОМАНДИРЫ
КОНТАКТЫ
КОРАБЛИ
История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ
Другие Школы и ЮНГИ
Богородицкий Пётр Владимирович
Богородицкий Пётр Владимирович , военная молодость
из сборника "Соловецкие юнги":
Слово Богородицкому Пётру Владимировичу:
Когда под Севастополем в 1943 году погиб
мой брат, я, желая его заменить, подал заявление в
Наркомат Военно — Морского Флота. Меня подсоединили
ко второму набору в Соловецкую школу юнг.
К военному режиму привык сравнительно быстро,
учился с интересом, тем более что впереди была
служба на флоте.
Занятия отнимали все
свободное время, да и еще был ротным почтальоном.
Бегал на лыжах за письмами в совхоз (это километров 5 — 7).
В учебе удавалось все.
После окончания Школы юнг в 1944 году был
направлен на Балтийский флот, сначала в экипаж,
а потом в 9 — й дивизион 2 — й бригады траления,
где и служил до демобилизации командиром
отделения штурманских электриков на тральщике 368.
По боевому расписанию мое место — гиропост,
обеспечение бесперебойной работы навигационной аппаратуры,
так что все время был внизу, а не на мостике или палубе.
Из боевых друзей всегда буду помнить радиста Юру Захарова,
рулевого Арика Номера, пулеметчика Васю Митрошкова
и боцмана Николая Смольянинова.
Демобилизовался в августе 1946 года.
Некоторое время колебался, куда идти дальше — учиться
или работать? Но когда увидел, что мои бывшие
одноклассники уже оканчивают десятый класс и пойдут в вузы,
твердо решил догнать их, несмотря на три военных года.
Это было очень нелегко, но за один год я окончил
8, 9 и 10 классы.
И сразу же подал документы в
МГУ на биолого — почвенный факультет,
который окончил в 1953 году. Специальность — научный
работник в области биологических наук,
преподаватель вуза. Но море связало меня на всю жизнь.
Я работал в системе Министерства рыбного хозяйства
СССР до ухода на пенсию в 1990 году.
Работать начал еще в 1949 году лаборантом
Амурской ихтиологической экспедиции МГУ — МРХ СССР,
затем — старший лаборант, младший научный сотрудник,
старший научный сотрудник, начальник Амурской
экспедиции по акклиматизации растительноядных
рыб (толстолобик и белый амур) в водоемах
Европейской части СССР, Северного Кавказа
и Средней Азии.
Впервые пойманные и
перевезенные в водоемы этих регионов
рыбы дали естественным путем потомство,
и в 1963 — 1964 годах был добыт
промыслом один миллион центнеров
этих ценных пищевых рыб.
В период работы своей экспедиции на реках Дальнего Востока мне было особенно приятно, что в ее состав входили мои бывшие преподаватели МГУ — профессора и доценты.
И вообще, на кафедре ихтиологии нас, 10 студентов,
учили 3 академика, 7 профессоров, а уж доцентов и
несть числа.
При таких преподавательских силах
нельзя было не уважать свою сложную специальность.
Тем более, что в это время осуществлялся лысенковский
разгром биологической науки, и наши профессора,
академики мерли как мухи (инфаркты, инсульты и т.д.).
Наша кафедра выгодно отличалась от других,
так как летней практики у нас не было — вместо
этого нас посылали по договорам в различные
экспедиции на Амур, Уссури, Сахалин, Курилы,
Камчатку. Это давало широкий кругозор, накапливались
и конкретные знания.
Кроме того, с легкой руки
Лысенко, у нас были закрыты политические кафедры.
Заниматься политобразованием нас заставили в
Высшей партийной школе при МК КПСС, с выдачей
соответствующего диплома. Времени это отнимало
массу, но зато знания были не по аннотациям,
а по первоисточникам.
На этом не остановился и продолжил
вечернее обучение в центральном
научно —исследовательском институте
информации и технико — экономических
исследований рыбного хозяйства,
получил специальность «экономист рыбной
промышленности», и затем была заочная аспирантура.
Работая в системе министерства, я прошел все
ступени должностной иерархии: инженер,
старший инженер, заместитель начальника
управления Центррыбвода, заведующий лабораторией,
директор института и, наконец,
верх карьеры — начальник отдела
науки Минрыбхоза СССР.
А дело было одно: обеспечить наших людей пищевой и
технической рыбной продукцией в количестве, необходимом
для нормальной жизни, в самом широком ассортименте и
с минимальными затратами, то есть дешевой и доступной
для всех слоев населения.
Думаю, у меня это получилось —
один миллион центнеров толстолобиков и белых амуров,
и, кроме того, угри в водоемах Прибалтики и Белоруссии.
Да еще результаты последних моих двух океанических
экспедиций в южной части Тихого океана
(от Новой Зеландии до Южной Америки),
позволившие доказать новозеландцам,
перуанцам и чилийцам, что вылавливаемые
нашим рыбодобывающим флотом ставрида и
скумбрия нерестятся в открытом океане,
а не в двухсотмильной береговой зоне и,
значит, наш промысел не зависит от этих государств.
А там мы брали по 5 — 10 миллионов тонн рыбы
(пищевая рыба, консервы, рыбная мука и рыбий жир).
Все это шло к нам потоком до самого
развала СССР и ее рыбохозяйственный отрасли.
Мне не стыдно за прожитую жизнь.
Считаю, что польза от моей работы
в сотни и тысячи раз превышает затраты
на мое обучение и обеспечение.
В комсомол вступил в 1942 году, затем в партию,
членом которой являюсь и сейчас.
Я секретарь
первичной партийной организации, член бюро
райкома КПРФ, член контрольно — ревизионной комиссии
райкома КПРФ.
Свою позицию к социализму, СССР,
Коммунистической партии не менял и не меняю.
За всю свою жизнь дворцов не построил,
жили с женой в двухкомнатной хрущевке
в городе Пушкино Московской области.
Одеты, обуты, сыты и здоровы в соответствии с возрастом.
Вырастили дочь. Внук — юрист погранвойск,
внучка — студентка вокального факультета
музыкального училища имени Ипполитова — Иванова.
Вот вкратце вся моя военная и послевоенная жизнь.
Много
ходил, ездил, летал и плавал. Часто и много бывал
за границей (не был только в Африке и Северной Америке).
Демобилизовался в звании старший краснофлотец,
сейчас капитан запаса. Инвалид второй группы.
Имею правительственные награды.
Главное в жизни — служение своему народу.
И еще — настоящий народный патриотизм, невзирая на
национальность, пол и образование.
Годы учебы в Школе юнг и последующая
служба на флоте убедили меня,
что основная черта характера
нашего советского моряка — дружба.
Дружба с большой буквы, такой,
как на флоте, я нигде не встречал.
Поэтому любое общение с моими друзьями
по флоту, ветеранами Школы юнг,
всегда праздник для меня.