на Главную страницу
КОМАНДИРЫ
КОНТАКТЫ
КОРАБЛИ
История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ
Другие Школы и ЮНГИ
Порхачев
Владимир
Алексеевич
,зрелые годы
Порхачев
Владимир
Алексеевич
, военная молодость
из сборника "Соловецкие юнги":
вспоминает
Владимир
Алексеевич
Порхачев
:
Родился в 1925 году. Учился и жил в г. Бор
Горьковской области (Нижегородская область).
В 1941 году окончил 8 классов.
Летом поехал на торфоразработки,
намереваясь осенью продолжить образование.
Однако война поломала планы — в сентябре
я стал работать на заводе «Теплоход»
электросварщиком — «варил бомбы»!
В 1942 году добился, чтобы меня приняли
в Соловецкую школу юнг по
специальности «радист».
По окончании Школы я был направлен в службу
наблюдения и связи (СНиС)
Северного флота, а уж там меня
определили в Кильдинский район Баренцева моря.
Службу нес на острове Торос.
Это — по существу, скала,
нависшая над входом в Кольский залив.
На вершине дежурят радист и два
сигнальщика, пониже притулились
радиостанция, служба акустики
и жилые помещения.
А в море у подножия скалы постоянно
дежурили два дозорных корабля.
Они держали визуальную и
радийную связь с нами.
Все это называлось «Пост СНиС».
Наша задача — не пропустить незамеченными
ни на воде, ни под водой корабли — как немецкие,
так и свои.
Уже в первый день, вечером,
я заступил на боевую вахту.
Старшина Ушахин привел в
радиорубку, проверил мои
знания по приему и передаче,
правилам радиообмена,
научил включать и выключать
довольно мощный передатчик,
и пошел отсыпаться.
Дежурство прошло успешно, благо,
Соловецкая школа готовила
высококлассных специалистов.
В дальнейшем я в этом неоднократно убеждался,
самостоятельно решая сложные задачи.
Казалось бы, служба на посту спокойная.
Но чего только не случалось.
И бомбили нас, и обстреливали.
Иногда оказывался в такой ситуации,
что думал «конец мне».
Несколько раз пришлось и видеть,
и «слышать», как тонут корабли.
А море после зтого полно бочек, ящиков,
апельсинов, картофеля, бескозырок...
Не могу забыть, как утром недалеко
от берега увидели мачту затонувшего
рыбного тральщика.
На ней «висели» уцелевшие,
и над проливом несся дикий женский вой.
Вскоре дошли два больших охотника
и забрали оставшихся в живых...
После окончания войны к нам на остров
прибыл на катере заместитель командующего
Северным флотом.
Отметил успешную работу поста
СНиС и присвоил мне звание старшины второй
статьи.
Демобилизовался я в 1950 году.
Сразу пошел работать в горьковский
аэропорт раотехником.
В том же году поступил в радиотехникум.
После учебы я работал до пенсии
в радиоцентре инженером, потом старшим инжеером.
Имею правительственные награды.
Еще на третьем курсе техникума
женился на студентке университета.
Прожили мы 49 лет, а два года
назад жена умерла.
Оставила меня с тремя дочерьми,
тремя внуками,
одной внучкой и одним правнуком.
Служба на флоте долгая, трудная — научила
меня ценить дружбу, коллективизм.
Воспитала трудолюбие, дисциплину, стремление
преодолевать трудности.
Воспоминаний очень много. Вот пример:
начали нас бомбить. Я побежал в гору.
Но старший матрос остановил:
«Юнга, стой!» Я остановился
вовремя — вражеский снаряд
летел в нескольких сантиметрах от головы.
Не послушался бы команды — снесло бы мне
полголовы. Потом мне объяснили:
в таких случаях надо прятаться в щель.
В пользе команды «Стой» я вскоре
еще раз убедился.
В Мурманске
попал в самую гущу
больших крыс, бегущих с громким писком
с двух союзнических кораблей.
Думал
съедят — стоял как вкопанный.