на Главную страницу

КОМАНДИРЫ

КОНТАКТЫ

КОРАБЛИ

История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ

Другие Школы и ЮНГИ




Порхачев Владимир Алексеевич ,зрелые годы




Порхачев Владимир Алексеевич , военная молодость



из сборника "Соловецкие юнги":


вспоминает Владимир
Алексеевич
Порхачев :



Родился в 1925 году. Учился и жил в г. Бор Горьковской области (Нижегородская область).
В 1941 году окончил 8 классов.
Летом поехал на торфоразработки, намереваясь осенью продолжить образование.
Однако война поломала планы — в сентябре я стал работать на заводе «Теплоход» электросварщиком — «варил бомбы»!
В 1942 году добился, чтобы меня приняли в Соловецкую школу юнг по специальности «радист».
По окончании Школы я был направлен в службу наблюдения и связи (СНиС) Северного флота, а уж там меня определили в Кильдинский район Баренцева моря.
Службу нес на острове Торос. Это — по существу, скала, нависшая над входом в Кольский залив.
На вершине дежурят радист и два сигнальщика, пониже притулились радиостанция, служба акустики и жилые помещения.
А в море у подножия скалы постоянно дежурили два дозорных корабля.
Они держали визуальную и радийную связь с нами.
Все это называлось «Пост СНиС».

Наша задача — не пропустить незамеченными ни на воде, ни под водой корабли — как немецкие, так и свои.
Уже в первый день, вечером, я заступил на боевую вахту. Старшина Ушахин привел в радиорубку, проверил мои знания по приему и передаче, правилам радиообмена, научил включать и выключать довольно мощный передатчик, и пошел отсыпаться.

Дежурство прошло успешно, благо, Соловецкая школа готовила высококлассных специалистов.
В дальнейшем я в этом неоднократно убеждался, самостоятельно решая сложные задачи.
Казалось бы, служба на посту спокойная. Но чего только не случалось. И бомбили нас, и обстреливали.
Иногда оказывался в такой ситуации, что думал «конец мне».

Несколько раз пришлось и видеть, и «слышать», как тонут корабли.
А море после зтого полно бочек, ящиков, апельсинов, картофеля, бескозырок...

Не могу забыть, как утром недалеко от берега увидели мачту затонувшего рыбного тральщика.
На ней «висели» уцелевшие, и над проливом несся дикий женский вой.
Вскоре дошли два больших охотника и забрали оставшихся в живых...

После окончания войны к нам на остров прибыл на катере заместитель командующего Северным флотом.
Отметил успешную работу поста СНиС и присвоил мне звание старшины второй статьи.
Демобилизовался я в 1950 году.
Сразу пошел работать в горьковский аэропорт раотехником.
В том же году поступил в радиотехникум.
После учебы я работал до пенсии в радиоцентре инженером, потом старшим инжеером.
Имею правительственные награды. Еще на третьем курсе техникума женился на студентке университета. Прожили мы 49 лет, а два года назад жена умерла.
Оставила меня с тремя дочерьми, тремя внуками, одной внучкой и одним правнуком.
Служба на флоте долгая, трудная — научила меня ценить дружбу, коллективизм. Воспитала трудолюбие, дисциплину, стремление преодолевать трудности.

Воспоминаний очень много. Вот пример:
начали нас бомбить. Я побежал в гору. Но старший матрос остановил:

«Юнга, стой!» Я остановился вовремя — вражеский снаряд летел в нескольких сантиметрах от головы.
Не послушался бы команды — снесло бы мне полголовы. Потом мне объяснили:

в таких случаях надо прятаться в щель.
В пользе команды «Стой» я вскоре еще раз убедился.
В Мурманске попал в самую гущу больших крыс, бегущих с громким писком с двух союзнических кораблей.
Думал съедят — стоял как вкопанный.