на Главную страницу
КОМАНДИРЫ
КОНТАКТЫ
КОРАБЛИ
История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ
Другие Школы и ЮНГИ
Маслов
Николай
Михайлович
,зрелые годы
Маслов
Николай
Михайлович
, военная молодость
из сборника "Соловецкие юнги":
вспоминает
Николай
Михайлович
Маслов
:
В 1940 году после окончания семи
классов поступил в ремесленное училище
на авиационном заводе учеником токаря.
Когда началась война, мы уже
работали самостоятельно;
в группе было 25 человек.
Работали по 12 часов. Выполняли
военные заказы, в основном делали
детали к снарядам «катюш»,
стабилизаторы к минам.
Боевое крещение получил на заводе:
частенько прилетали и бомбили
немецкие самолеты.
Как и когда я попал в Школу юнг?
В городе была военно — морская школа № 3.
Мечтал туда поступить. В свободное
от работы время приехал на собеседование,
были еще такие же, как я.
Но тут появился старший лейтенант,
собрал нас и рассказал,
что на Соловецких островах создается
Школа юнг.
Так в июле 1942 года я сдал документы,
прошел медицинскую и мандатную
комиссии и стал курсантом
Соловецкой школы юнг.
В Архангельске нас обмундировали.
По распределению я попал
в 6 — ю роту 41 — ю смену электриков.
Старшиной был Баранцев,
политруком — лейтенант Угримов,
а командиром роты — старший
лейтенант Волков.
29 ноября приняли воинскую присягу.
По окончании Школы юнг я попал на Черноморский
флот в отдельный дивизион канонерских
лодок, на «Красную Абхазию».
На корабль пришли еще юнги — рулевой Волжанкин
Леша и боцман Макаров Миша.
Где вы теперь? Отзовитесь!
Встретили нас очень хорошо,
помню, накормили до отвала,
ухаживали, как за детьми.
Начались походы. Эти походы совершались,
в основном, в ночное время,
когда опасность обнаружения
была маловероятна.
Опасность поджидала и с воздуха,
и из глубины моря,
поэтому на корабле
всегда была готовность № 1.
Однажды весной 1944 года,
нахось в очередном рейсе с особо
ценным грузом в сопровождении
четырех морских охотов,
обнаружили немецкую подводную лодку.
Объявили боевую тревогу и
совместно-усилиями экипажей
всех кораблей ее уничтожили.
Была операция по высадке десанта в Туапсе.
Мое личное участие заключалось в том,
чтобы выполнять свой долг
по расписанию на боевом посту.
Сначала я был расписан в аварийной партии,
после — у главного электрощита в
машинном отделении.
Главная
заача всех походов заключалась в подготовке
освобождения Севастополя.
Война закончилась, но служба продолжалась.
Корабль был переведен в управление гидрографии.
Теперь нашей обязанностью стало устанавливать
и снимать навигационные знаки вдоль побережья
Черного моря, а также перевозить ценные
грузы из Констанцы в Одессу, Новороссийск,
Батуми и другие порты.
Но и в мирное время подстерегала
смертельная опасность. В походах
встречались плавающие мины,
часть их расстреливали,
некоторые обезвреживали минеры.
Много
шума было, когда в Арбузовской бухте
под Одессой подорвалась канонерская лодка "Аракс".
Трое суток работали водолазы, подбирая трупы.
А ведь до этого там работали тральщики.
Демобилизовался я в 1950 году
в звании старшины первой статьи.
Приехал в поселок Правдинск Горьковской
области (Нижегородской области).
Стал работать на Бумажном комбинате электриком.
На следующий год поступил в московский
электромеханический заочный техникум.
Работал мастером цеха на «почтовом ящике».
В 1961 году переехал в г. Бор. Работал
механиком цеха на стекольном заводе.
С 1985 года пенсионер.
Женат, у нас трое внуков.
Имею правительственные награды.