на Главную страницу

КОМАНДИРЫ

КОНТАКТЫ

КОРАБЛИ

История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ

Другие Школы и ЮНГИ




Маслов Николай Михайлович ,зрелые годы




Маслов Николай Михайлович , военная молодость



из сборника "Соловецкие юнги":


вспоминает Николай
Михайлович
Маслов :



В 1940 году после окончания семи классов поступил в ремесленное училище на авиационном заводе учеником токаря.
Когда началась война, мы уже работали самостоятельно; в группе было 25 человек.
Работали по 12 часов. Выполняли военные заказы, в основном делали детали к снарядам «катюш», стабилизаторы к минам.
Боевое крещение получил на заводе:
частенько прилетали и бомбили немецкие самолеты.
Как и когда я попал в Школу юнг? В городе была военно — морская школа № 3.
Мечтал туда поступить. В свободное от работы время приехал на собеседование, были еще такие же, как я.
Но тут появился старший лейтенант, собрал нас и рассказал, что на Соловецких островах создается Школа юнг.
Так в июле 1942 года я сдал документы, прошел медицинскую и мандатную комиссии и стал курсантом Соловецкой школы юнг.
В Архангельске нас обмундировали. По распределению я попал в 6 — ю роту 41 — ю смену электриков.
Старшиной был Баранцев, политруком — лейтенант Угримов, а командиром роты — старший лейтенант Волков.
29 ноября приняли воинскую присягу.
По окончании Школы юнг я попал на Черноморский флот в отдельный дивизион канонерских лодок, на «Красную Абхазию».
На корабль пришли еще юнги — рулевой Волжанкин Леша и боцман Макаров Миша.
Где вы теперь? Отзовитесь!
Встретили нас очень хорошо, помню, накормили до отвала, ухаживали, как за детьми.
Начались походы. Эти походы совершались, в основном, в ночное время, когда опасность обнаружения была маловероятна.
Опасность поджидала и с воздуха, и из глубины моря, поэтому на корабле всегда была готовность № 1.
Однажды весной 1944 года, нахось в очередном рейсе с особо ценным грузом в сопровождении четырех морских охотов, обнаружили немецкую подводную лодку.
Объявили боевую тревогу и совместно-усилиями экипажей всех кораблей ее уничтожили.
Была операция по высадке десанта в Туапсе.
Мое личное участие заключалось в том, чтобы выполнять свой долг по расписанию на боевом посту.
Сначала я был расписан в аварийной партии, после — у главного электрощита в машинном отделении.
Главная заача всех походов заключалась в подготовке освобождения Севастополя.
Война закончилась, но служба продолжалась. Корабль был переведен в управление гидрографии.
Теперь нашей обязанностью стало устанавливать и снимать навигационные знаки вдоль побережья Черного моря, а также перевозить ценные грузы из Констанцы в Одессу, Новороссийск, Батуми и другие порты.
Но и в мирное время подстерегала смертельная опасность. В походах встречались плавающие мины, часть их расстреливали, некоторые обезвреживали минеры.
Много шума было, когда в Арбузовской бухте под Одессой подорвалась канонерская лодка "Аракс".
Трое суток работали водолазы, подбирая трупы. А ведь до этого там работали тральщики.
Демобилизовался я в 1950 году в звании старшины первой статьи.
Приехал в поселок Правдинск Горьковской области (Нижегородской области).
Стал работать на Бумажном комбинате электриком.
На следующий год поступил в московский электромеханический заочный техникум.
Работал мастером цеха на «почтовом ящике».
В 1961 году переехал в г. Бор. Работал механиком цеха на стекольном заводе.
С 1985 года пенсионер.
Женат, у нас трое внуков.
Имею правительственные награды.