на Главную страницу

КОМАНДИРЫ

КОНТАКТЫ

КОРАБЛИ

История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ

Другие Школы и ЮНГИ

Тег >Юнга Маслаков




Маслаков Александр Степанович ,
АРТ-ЭЛЕКТРИК с
ЭСМИНЦА "СТРОЙНЫЙ"


---------------------------------------------------------------------



Снимок сделан 31 декабря 1943 года

на эсминце " Стройный", о чём свидетельсвует и надпись на бескозырке.

скопировано c сайта https://45pobeda45.blogspot.ru

С Собственных слов Александра Степановича :
Я родился в Белоруссии.
О своём раннем детстве я написал повести "Испытаны огнём и морем",
опубликованной в ТО "Пальмира",
к 75-летию соловецкой школы юнг.

С 3 по 7 класс я воспитывался в детском доме
№3 города Советск Кировской Области.

В 1942 году добровольно поступил в в Соловецкую школу юнг.
Летом 1943 года был направлен служить на краснознамённый Балтийский Флот
Только в 1943 году Соловецкая школа и только на Балтийский флот
направила 76 артиллерийских электриков, 71 радиста, 59 боцманов,
49 рулевых, 39 мотористов-дизелистов. Все эти юнги по прибытии на
свои корабли, сдав экзамен, получили допуск к самостоятельному
обслуживанию боевой техники и участвовали в
операции «Нева-2», когда снималась
блокада Ленинграда.

По прибытии в блокадный Ленинград Попал на службу
на эсминце "Стройный" Балтийской эскадры. На эсминце служил 6 лет .

Последние 3 года в должности старшины группы управления артиллерийским огнём.

Воспитанники детдома №3 города Советск Кировской Области
Александр Маслаков второй справа в первом ряду

Эсминец Стройный мой первый боевой корабль.
К декабрю 1943 я уже освоился на корабле ,
получил боевой пост и допуск к обслуживанию боевой техники .
И уже не раз участвовал в боях.
Горжусь медалью "За оборону Ленинрада",
и медалью Нахимова, полученной в годы войны.

эсминец "Стройный" в 1942-1943 годах на огневой позиции у Невского лесопарка

с сайта КП https://www.spb.kp.ru/daily/24466.4/625767/
Эпизод истории эсминца "Стройный"во время войны
В публикации использованы воспоминания Валентины Борисовой
и материалы с официального сайта 338-й школы

school338n.narod.ru.
Благодарим за помощь в
подготовке материала капитана I ранга в отставке
Александра Маслакова, педагогов школы № 338 Валентину
Егорову и Марину Гаврилову, а также замдиректора по общим
вопросам ТЭЦ № 5 Дмитрия Шарагина.

Эсминец «Стройный» нес смерть врагу

В районе Невского лесопарка, рядом с деревней Новосаратовка,

на самом берегу Невы
стояло деревянное здание лесной биржи.
Вполне мирная картина. Но стоило фашистской артиллерии начать
обстрел Ленинграда, как биржа «оживала»: деревянные стены приходили
в движение, в них появлялись амбразуры, из которых грозно щетинились
орудийные дула. И по немцам открывался ответный огонь. Отбив атаку неприятеля,
пушки прятались за щиты-стены. Биржа принимала привычный мирный вид.
Маскировка - великая вещь.

Так что же за плавучая крепость в верхнем течении Невы
вела огонь по врагу в годы войны?

Это легендарный эсминец «Стройный».
Он периодически менял место дислокации.
Если говорить сухим языком цифр, то с 1941 по 1944
год корабль провел 525 стрельб главным калибром по 124 объектам противника и 48 раз палил по вражеским самолетам.
Корректировщики огня с передовой сообщали
морякам точные координаты расположения
техники и живой силы противника.
А уж за морячками дело не вставало - они отвешивали немцу по полной программе все, чего он заслужил.

Особенно жарко было в 1941 году, когда враг предпринимал один штурм за другим, пытаясь
прорвать линию обороны Ленинграда. На переднем крае элементарно не
хватало техники, чтобы сдержать моторизованные части противника.
И помощь эсминца-крепости приходилась как нельзя кстати.

В один из сентябрьских дней на «Стройный» поступил
«заказ» из района Красного Села: «Братцы! На нас прут немецкие танки.
Помогите!»
У наблюдателя, корректировавшего огонь,
кровь застыла в жилах - прямо на наши слабо
укрепленные позиции из леса выкатывалась хорошо
организованная танковая колонна фашистов, а за ней - ряды
автоматчиков. Кто может остановить такую махину? За считанные
минуты армада могла смести оборонительные порядки защитников города.
И в этот критический момент откуда ни возьмись на фашистов c
диким воем обрушился «железный» дождь. Участники тех боев вспоминали,
что от вражеской техники только дымок остался.

ТТХ
Эсминец «Стройный»
Водоизмещение: 2500 тонн,
Длина: 112,9 метра
Ширина корпуса: 10,2 метра
Посадка: 4 метра
Мощность машин: 54 000 л/с
Максимальная скорость: 38 узлов
Вооружение: четыре 130-миллиметровых орудия,
два зенитных орудия и семьv автоматов калибра 37 миллиметров.

Заложен в1936 году на заводе имени Жданова в Ленинграде. Спущен на воду
весной 1940 года. Поднял Военно-морской флаг 30 августа 1941 года. Окончательно
достроен к сентябрю 1942-го.



команда эсминца "Стройный" , снимок 1948 года

И на войне был бартер

Перед тем как попасть на «Стройный», Александру Маслакову и
другим юнгам поручили важное
задание - собрать на поле капусту для Кронштадта. Дело было рядом
с Октябрьской набережной.
- Поле почти примыкало к ГЭС-5 «Красный Октябрь»
(ныне ТЭЦ № 5), - вспоминает Александр Степанович.
- Небо над нами дрожало и гудело от пролетавших снарядов. Мы видели, как они рвались у ГЭС,
в корпусах завода «Большевик», и дальше - в жилых кварталах у Володарского моста.

Мимо капустного поля проходила колея, которую мы тут же
окрестили «дорогой в ад». Потому что
по ней наши сухопутные части шли на передовую.
До фронта-то от этого места всего четыре километра!

По этой колее бойцы и возвращались с фронта: раненые,
измотанные, серые от грязи. И вот
одна такая рота остановилась на перекур возле нашего поля.
И тут наиболее шустрые юнги
затеяли с солдатами обмен - как бы сейчас сказали, бартер.
Пехотинцы нас угостили махрой,
а мы им за это выделили несколько вилков капусты. Наш капитан-лейтенант
не возражал против
такой мены, хотя и поворчал немного для острастки: мол,
юнгам по возрасту смолить не полагается.




Уже старшина 2-й статьи, послевоенное, первые годы после войны друзья по службе

Сила идет
Капитан первого ранга в отставке
Александр Маслаков - живой свидетель боевых подвигов
эсминца «Стройный». В те годы он служил на нем электриком.
- В 1943-м я был 16-летним юнгой, - вспоминает ветеран.
- Меня и моих товарищей
из школы юнг переправили в блокадный город на небольшом катерке по Ладоге.

И сейчас перед глазами стоит эта картина: ночь, озеро, у ног тихо плещется вода,
а впереди - красное зарево и зловещий гул. Мы плыли в темноте в полную неизвестность.


После переправы добирались до Ленинграда по железной дороге. Атмосфера
Дыхание войны чувствовалась во всем:
обгоревшие, разрушенные дома, горы кирпичей, из которых торчат

исковерканные железные кровати. На подъезде к Финляндскому вокзалу нас встречали женщины с платками, стоявшие на насыпях и справа и слева.

Они плакали, но в их глазах читалась надежда: моряки едут в город, сила идет!
Ткачи взяли шефство над кораблем
Война войной, а для нормальных человеческих отношений
тоже было место.
Ткацкий комбинат имени Тельмана взял шефство над экипажем
эсминца.
Обменивались агитбригадами, выступали друг перед другом с
концертами.
Девушки-ткачихи вязали краснофлотцам теплые вещи, а моряки-машинисты
помогали налаживать на предприятии систему водоснабжения.
И не мудрено,
что между заводчанками с правого берега и
бравыми моряками завязывались знакомства, а впоследствии
возникали молодые
семьи.



с друзьями с эсминца "Стройный",послевоенное время .




на рейде
мирная, но военная молодость


















Фото Александра Маслакова с сослуживцами, разные годы


Окончив вечернюю школу, в 1949 году
_ поступил в Военно-морское училище в
' Ленинграде.

С 1952 года служил на Тихоокеанском флоте,
_ в том числе корреспондентом газет
, «Портартурец» и «Боевая вахта».

‘ Затем судьба снова привела меня на боевые
‚ корабли — крейсера «Петропавловск»,
«Дмитрий Пожарский», в управление
соединений 9 дивизию кораблей
противолодочной обороны и 10 оперативную эскадру.

Неоднократно бывал на боевой
службе в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах.

О боевых походах кораблей Тихоокеанского флота написал
книги «Сквозь тайфун» и «дыхание океана».
Они издавались в Москве.



Службу в Порт-АРтуре я начал в 1954 году

Побывал в трёх океанах, Атлантическом,Индийском и Тихом ,
побывал на острове Сокотра на нулевой точке в Атлантике ,
нулевая широта и нулевая долгота, Гринвич.

Служил в Высшем военно-морском училище имени Ф.Э.Дзержинского
В марте1973 года я уволился с военной
службы в запас.
Работал в гражданских учреждениях, в том числе на «Кировском заводе», и «Адмиралтейском объединение». С 1995 года вплотную занялся литературной работой.
Написал и издал повести «Потерь не было» (об эсминце «Стройный»)‚ «Птица не предала»
(о подводной лодке С—13, потопившие немецкий лайнер «Вильгельм Густлов»),
«Невские рыцари» (о кораблях Балтийского флота в защите Ленинграда).
Опубликовал книгу «Огонь балтийской эскадры» в серии книг о защитниках
Ленинграда. Издал книгу «Прощание с Порт-Артуром». Сейчас работаю над книгой
«Испытаны войной и морем» о соловецких юнгах в боевое и мирное время.


Я член Союза журналистов Санкт—Петербурга и Ленинградской области, член
регионального Союза писателей, дипломант Всероссийской литературной премии
Благоверного князя Александра Невского (2007 год), лауреат в номинации «Боевая
слава России» 10 Всероссийского конкурса «Патриот России» (2011год).
По—прежнему верен соловецкому юнгашеству и крепкой морской дружбе.

------------------------