на Главную страницу

КОМАНДИРЫ

КОНТАКТЫ

КОРАБЛИ

История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ

Другие Школы и ЮНГИ




Лыщиков Владимир Павлович ,зрелые годы




, военная молодость



из сборника "Соловецкие юнги":


о Владимире Павловиче Лыщикове
В
:



Юнга Первого Набора ,он организовал движение
юнг в Хабаровске,был первым председателем регионального совета юнг-участников огненных рейсов.
В 2002 он скоропостижно скончался.
Председатель совета юнг,капитан 1 ранга в отставке Смирнов Владимир Павлович рассказывает о Владимире Лыщикове.
Володя поступил в Соловецкую школу юнг по комсомольской путевке в 1942 году.

Для этого пришлось обмануть медицинскую комиссию:

зрение у него было слабое, но он выучил наизусть расположение строчек и букв в таблице проверки зрения.
Его зачислили в 6 — ю роту 48 — й смену. Учился легко и быстро освоил азы флотской службы.

Школу юнг Лыщиков окончил на отлично и получил назначение на Дальний Восток. Он служил электриком
(затем командиром отделения электриков) на мониторе «Активный» Зее — Бурейской бригады речных кораблей Амурской флотилии.
В составе экипажа «Активного» Лыщиков участвовал в боевых действиях в войне с Японией.
Его служба на флоте отмечена боевыми наградами:

орденом Отечественной войны, медалями Нахимова и Ушакова, «За Победу над Германией», «За Победу над Японией» и другими.
В
Лыщиков демобилизовался в 1950 году. Активно включившись в гражданскую жизнь, он окончил Хабаровскую краевую высшую партийную школу.

Несколько лет занимал руководящие посты в комсомольских организациях, затем занимался журналистикой, возглавляя районные газеты и местные студии телевидения.
В 1952 году стал младшим лейтенантом запаса, а в 2000 году — капитаном второго ранга в отставке.
Служебные,комсомольские и партийные характеристики Владимира Павловича содержат постоянно повторяющиеся слова:

«Лыщиков, являясь руководителем, показал себя грамотным, знающим, умелым специалистом, хорошим организатором производства...

Исполнительным и принципиальным, требовательным к себе и подчиненным...
Имеет большой авторитет, крайне дисциплинирован, выдержан и внимателен к проблемам подчиненных...>>

Выйдя на пенсию, Владимир Павлович включился в работу городского Совета ветеранов войны и труда.
После встречи с членами Московского совета ветеранов — соловецких юнг он решил создать подобный совет в Хабаровске.
За организацию Совета взялся с присущей ему энергией.
Он знал, с каким трудом юнгам приходится доказывать свое участие в защите Родины в годы войны, подтверждать трудовой стаж при оформлении документов на пенсию, права на льготы и на положенные, но не полученные награды.

Было трудно, но отступать от намеченной цели он не мог. Не тот характер. Чем труднее, тем настойчивее Владимир Павлович вместе с офицерами военно — морского отдела Хабаровского крайвоенкомата добивался результата.
Начав поиск выпускников Соловецкой школы, Лыщиков столкнулся с равнодушием и бюрократизмом работников административных органов, военных комиссариатов, руководителей предприятий и организаций в розыске архивных справок, оформлении наградных документов, даже регистрации устава самого Совета, а также спонсорской помощи.
Своего он добился. 12 марта 1993 года был создан Хабаровский региональный совет юнг — участников огненных рейсов 1941 — 1945 годов.

Совет объединил более сотни юнг Амурской флотилии речных кораблей, Тихоокеанского, Северного, Балтийского и Черноморского флотов, Соловецкой школы юнг, Амурского речного и Дальневосточного морского пароходств, торгового флота, проживающих в Хабаровском крае.
Благодаря его неутомимой энергии и оптимизму удалось решить многие вопросы социальной защиты ветеранов, вдов умерших юнг.
Совет продолжает работу, начатую Владимиром Павловичем, проводит значительную героико — патриотическую работу среди учащейся молодежи, воинов Дальневосточного военного округа, Тихоокеанского флота, Амурской пограничной бригады, среди рабочих и служащих предприятий и организаций.

Мы шефствуем над пограничным сторожевым кораблем «Вьюга».
По ходатайству Совета юнг один из теплоходов Амурского речного пароходства назван именем юнги, заслуженного артиста России Кола Бельды.

В Индустриальном районе Хабаровска есть улица, которая носит название «Юнгов». ----------------------------------------------- Пояснение :Речь идёт,в основном о
дальневосточных юнгах ,вовсе не обязательно дальневосточного происхождения,
эти мальчишки после войны окончили Петропавловскую школу юнг ( или не окончили никаких курсов вообще), в которой готовили
,в основном к гражданскому плаванию для доставки грузов .

Другие просто просилисьь на борт, приписывали себе годы,как будущий советский певец Кола Бельды

Дедов Николай Лаврентьевич

Юнга огненных рейсов 1941– 1945 гг., инвалид Великой Отечественной воины 1-й группы, ветеран труда, старший лейтенант флота в отставке, председатель Сибирского регионального Совета юнг огненных рейсов, писатель, член Союза журналистов России - автор книг:

«В объятиях Атлантики», «Зовут просторы голубые», в которых рассказал об участии мальчишек-юнг в Великой Отечественной войне и их плавании в союзных морских конвоях антигитлеровской коалиции.
Во время второй мировой войны торговые суда США, Канады, Англии — наших союзников по борьбе с фашистской Германией — доставляли к нам на север, в Мурманск, Архангельск, оборонные грузы.
В одном из таких походов,
сначала из Америки в Англию через Атлантику, затем из Англии в СССР по
Северному Ледовитому океану, мне довелось участвовать на полученном в США
по ленд-лизу противолодочном корабле, который в составе военно-морского конвоя союзников охранял караван торговых судов от гитлеровцев. После прихода в Северную Ирландию,
в порт Лондондерри, нашим противолодочным военным кораблям пришлось подняться е ще дальше на север, где мы
о Каледонскому каналу пересекли Шотландию с запада на восток.
Канал, состоящий из 29 шлюзов, интересен был уже тем, что построен он был еще в начале прошлого века, при жизни Джорда Байрона и Вальтера Скотта.

Но мы к тому времени в своих дальних зарубежных плаваниях видели уже столько всякой всячины, что нас трудно было чем-либо удивить.
Да и запоминалось в этой кровопролитной войне чаще совсем другое, больше связанное с реалиями того времени.
Например, об одной из встреч с британскими моряками на их судне, о которой я и хотел бы рассказать.
Перейдя Шотландию по каналу с запада на восток, мы спустились вдоль ее побережья южнее.
Остановились в порту Эдгарт, около Эдинбурга.
И стали ожидать формирования каравана судов, с включением в него кораблей Британии,
для дальнейшего следования.

-------------------

Бегулов Виктор Борисович - родился в Москве в 1930 году.
Он один из немногих капитанов, выросших из школы юнг. Сегодня мало кто помнит, что в послевоенные годы в Петропавловске существовала
мореходная школа юнг. Токарь московского завода № 38 Виктор Бегулов 1948 году окончил 7 классов в школе рабочей молодежи и с мечтой о море уехал на Камчатку, чтобы поступить в мореходное училище.
Таким образом, он попал в школу юнг, которую окончил 1950 году. В 1953 году его
направили в учебно-курсовой комбинат, где получил специальность штурмана малого плавания. Затем заочно окончил ПКМУ в 1964 году, капитан средних траулеров "Альбатрос ", "Синарск ",
старший помощник капитана БМРТ "П.Овчинников "

---------------------------
Николай Иванович Бельды
родился в селе Муха Нанайского района Хабаровского края в семье охотника.
По паспортным данным (являющимся приблизительными) 2 мая 1930 года.
Рано осиротев, пережил нервное потрясение и стал заикаться.
Рос и воспитывался в школе-интернате, откуда во время Великой отечественной войны в 1943 году сбежал на фронт, приписав себе 2 лишних года, стал юнгой Тихоокеанского флота.
Участвовал в боевых действиях за освобождение Кореи. Награждён орденом отечественной войны 11 степени, медалью Ушакова, другими наградами.
Выступал в ансамбле песни и пляски Тихоокеанского флота.
Закончил экстерном музыкальное училище.
Затем продолжил службу мотористом - дизелистом на тральщике Тихоокеанского флота.
После службы на флоте Кола поступил в Саратовскую консерваторию.
Учёбу совмещал с работой на станкостроительном заводе, затем в саратовском драматическом театре.
Некоторое время работал в ансамбле песни и пляски Воронежского военного округа, затем в Калининской и Хабаровской филармониях.

В 1957 году Бельды стал лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве.
Его дарование заметили многие деятели культуры (М.Кольцов, С.Михалков, М.Пляцковский).
Обратила внимание и министр культуры Е.Фурцева.
Талантливого артиста пригласили работать в Москву, где с 1959 по 1990 годы он являлся солистом-вокалистом во Всероссийском концертно-гастрольном объединении, впоследствии реорганизованном в Москонцерт.
В 1960 году Кола Бельды становится лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады, а в В 1973 году - международного конкурса вокалистов в Сопоте (Польша).
В 1985 году Кола Бельды был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР.
В 1990 году певец решил поселиться ближе к земле своих предков нанайцев в Хабаровске. Женился. В начале 1991 года у него родилась дочь Елена. Умер от инфаркта миокарда 21 декабря 1993 года в Хабаровске.
Там же и похоронен.
призы и награды

Заслуженный артист РСФСР (1985).
Заслуженный артист Якутской АССР (1958).
пояснительный материал взят с сайта flot.com