на Главную страницу
КОМАНДИРЫ
КОНТАКТЫ
КОРАБЛИ
История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ
Другие Школы и ЮНГИ
Лыщиков Владимир Павлович
,зрелые годы
, военная молодость
из сборника "Соловецкие юнги":
о
Владимире Павловиче Лыщикове
В
:
Юнга Первого Набора ,он организовал движение
юнг в
Хабаровске,был первым председателем регионального
совета юнг-участников огненных рейсов.
В 2002 он скоропостижно скончался.
Председатель совета юнг,капитан 1 ранга
в отставке
Смирнов Владимир Павлович рассказывает
о Владимире
Лыщикове.
Володя поступил в Соловецкую школу юнг
по комсомольской путевке в 1942 году.
Для этого пришлось обмануть медицинскую комиссию:
зрение у него было слабое, но он выучил наизусть
расположение строчек и букв в таблице
проверки зрения.
Его зачислили в 6 — ю роту 48 — й смену.
Учился легко и быстро освоил азы
флотской службы.
Школу юнг Лыщиков окончил на отлично
и получил назначение на Дальний Восток.
Он служил электриком
(затем командиром отделения электриков)
на мониторе «Активный» Зее — Бурейской
бригады речных кораблей Амурской флотилии.
В составе экипажа «Активного»
Лыщиков участвовал в боевых действиях
в войне с Японией.
Его служба на флоте отмечена боевыми наградами:
орденом Отечественной войны, медалями
Нахимова и Ушакова, «За Победу над Германией»,
«За Победу над Японией» и другими.
В
Лыщиков демобилизовался в 1950 году.
Активно включившись в гражданскую жизнь,
он окончил Хабаровскую краевую высшую
партийную школу.
Несколько лет занимал руководящие
посты в комсомольских организациях,
затем занимался журналистикой,
возглавляя районные газеты
и местные студии телевидения.
В 1952 году стал младшим
лейтенантом запаса,
а в 2000 году — капитаном
второго ранга в отставке.
Служебные,комсомольские и партийные
характеристики Владимира Павловича
содержат постоянно повторяющиеся слова:
«Лыщиков, являясь руководителем,
показал себя грамотным, знающим,
умелым специалистом, хорошим
организатором производства...
Исполнительным и принципиальным,
требовательным к себе и подчиненным...
Имеет большой авторитет, крайне
дисциплинирован, выдержан и
внимателен к проблемам подчиненных...>>
Выйдя на пенсию, Владимир Павлович включился в
работу городского Совета ветеранов войны и труда.
После встречи с членами Московского
совета ветеранов — соловецких юнг
он решил создать подобный совет в Хабаровске.
За организацию Совета взялся с присущей ему
энергией.
Он знал, с каким трудом юнгам
приходится доказывать свое участие
в защите Родины в годы войны,
подтверждать трудовой стаж при
оформлении документов на пенсию,
права на льготы и на положенные,
но не полученные награды.
Было трудно, но отступать от намеченной цели
он не мог. Не тот характер.
Чем труднее, тем настойчивее
Владимир Павлович вместе с офицерами
военно — морского отдела
Хабаровского крайвоенкомата добивался результата.
Начав поиск выпускников Соловецкой школы,
Лыщиков столкнулся с равнодушием и
бюрократизмом работников
административных органов,
военных комиссариатов,
руководителей предприятий
и организаций в розыске архивных справок,
оформлении наградных документов,
даже регистрации устава самого Совета,
а также спонсорской помощи.
Своего он добился. 12 марта 1993 года
был создан Хабаровский региональный
совет юнг — участников огненных рейсов
1941 — 1945 годов.
Совет объединил более сотни юнг
Амурской флотилии речных кораблей,
Тихоокеанского, Северного, Балтийского
и Черноморского флотов, Соловецкой школы юнг,
Амурского речного и Дальневосточного
морского пароходств, торгового флота,
проживающих в Хабаровском крае.
Благодаря его неутомимой энергии и
оптимизму удалось решить многие
вопросы социальной защиты ветеранов,
вдов умерших юнг.
Совет продолжает работу, начатую
Владимиром Павловичем, проводит
значительную героико — патриотическую
работу среди учащейся молодежи,
воинов Дальневосточного военного округа,
Тихоокеанского флота, Амурской
пограничной бригады,
среди рабочих и служащих
предприятий и организаций.
Мы шефствуем над пограничным
сторожевым кораблем «Вьюга».
По ходатайству Совета юнг один из
теплоходов Амурского речного пароходства
назван именем юнги, заслуженного артиста
России Кола Бельды.
В Индустриальном районе Хабаровска
есть улица, которая носит название «Юнгов».
-----------------------------------------------
Пояснение :Речь идёт,в основном о
дальневосточных юнгах ,вовсе не
обязательно дальневосточного происхождения,
эти мальчишки после войны окончили
Петропавловскую школу юнг (
или не окончили никаких курсов вообще),
в которой готовили
,в основном к гражданскому плаванию для доставки
грузов .
Другие просто просилисьь на борт,
приписывали себе годы,как будущий
советский певец Кола Бельды
Дедов Николай Лаврентьевич
Юнга огненных рейсов 1941– 1945 гг.,
инвалид Великой Отечественной воины
1-й группы, ветеран труда,
старший лейтенант флота в отставке,
председатель Сибирского регионального
Совета юнг огненных рейсов,
писатель, член Союза журналистов
России - автор книг:
«В объятиях Атлантики»,
«Зовут просторы голубые»,
в которых рассказал об
участии мальчишек-юнг
в Великой Отечественной
войне и их плавании в
союзных морских
конвоях антигитлеровской коалиции.
Во время второй мировой войны торговые
суда США, Канады, Англии — наших
союзников по борьбе с фашистской
Германией — доставляли к нам на север,
в Мурманск, Архангельск, оборонные грузы.
В одном из таких походов,
сначала
из Америки в Англию через Атлантику,
затем из Англии в СССР по
Северному Ледовитому океану,
мне довелось участвовать
на полученном в США
по ленд-лизу противолодочном корабле,
который в составе военно-морского конвоя союзников охранял караван торговых судов от гитлеровцев.
После прихода в Северную Ирландию,
в порт Лондондерри, нашим
противолодочным военным
кораблям пришлось подняться е
ще дальше на север, где мы
о Каледонскому каналу пересекли
Шотландию с запада на восток.
Канал,
состоящий из 29 шлюзов, интересен был
уже тем, что построен он был еще в
начале прошлого века, при жизни
Джорда Байрона и Вальтера Скотта.
Но мы к тому времени в своих дальних
зарубежных плаваниях видели уже столько
всякой всячины, что нас трудно было
чем-либо удивить.
Да и запоминалось в этой
кровопролитной войне чаще
совсем другое, больше связанное
с реалиями того времени.
Например, об одной из встреч
с британскими моряками на их судне,
о которой я и хотел бы рассказать.
Перейдя Шотландию по каналу с запада
на восток, мы спустились вдоль ее
побережья южнее.
Остановились в
порту Эдгарт, около Эдинбурга.
И стали ожидать формирования каравана
судов, с включением в него
кораблей Британии,
для дальнейшего
следования.
-------------------
Бегулов Виктор Борисович -
родился в Москве в 1930 году.
Он один из немногих капитанов,
выросших из школы юнг. Сегодня
мало кто помнит, что в
послевоенные годы в
Петропавловске существовала
мореходная школа юнг.
Токарь московского завода
№ 38 Виктор Бегулов 1948
году окончил 7 классов
в школе рабочей молодежи и
с мечтой о море уехал на
Камчатку, чтобы поступить
в мореходное училище.
Таким образом, он попал
в школу юнг, которую
окончил 1950 году.
В 1953 году его
направили в учебно-курсовой комбинат,
где получил специальность штурмана
малого плавания. Затем заочно
окончил ПКМУ в 1964 году,
капитан средних траулеров
"Альбатрос ", "Синарск ",
старший помощник капитана БМРТ
"П.Овчинников "
---------------------------
Николай Иванович Бельды
родился в селе Муха Нанайского
района Хабаровского края в семье охотника.
По паспортным данным
(являющимся приблизительными)
2 мая 1930 года.
Рано осиротев, пережил нервное
потрясение и стал заикаться.
Рос и воспитывался в школе-интернате,
откуда во время Великой отечественной
войны в 1943 году сбежал на фронт,
приписав себе 2 лишних года,
стал юнгой Тихоокеанского флота.
Участвовал в боевых действиях за
освобождение Кореи. Награждён орденом
отечественной войны 11 степени,
медалью Ушакова, другими наградами.
Выступал в ансамбле песни и пляски
Тихоокеанского флота.
Закончил экстерном музыкальное училище.
Затем продолжил службу
мотористом - дизелистом на тральщике
Тихоокеанского флота.
После службы на флоте Кола поступил в
Саратовскую консерваторию.
Учёбу совмещал с работой на
станкостроительном заводе,
затем в саратовском драматическом театре.
Некоторое время работал в ансамбле
песни и пляски Воронежского военного округа,
затем в Калининской и Хабаровской
филармониях.
В 1957 году Бельды стал лауреатом
Всемирного фестиваля молодёжи и
студентов в Москве.
Его дарование заметили многие деятели
культуры (М.Кольцов, С.Михалков, М.Пляцковский).
Обратила внимание и министр культуры Е.Фурцева.
Талантливого артиста пригласили работать
в Москву, где с 1959 по 1990 годы он
являлся солистом-вокалистом во
Всероссийском концертно-гастрольном
объединении, впоследствии
реорганизованном в Москонцерт.
В 1960 году Кола Бельды становится
лауреатом Всероссийского конкурса
артистов эстрады, а в В 1973
году - международного конкурса
вокалистов в Сопоте (Польша).
В 1985 году Кола Бельды был удостоен
звания Заслуженный артист РСФСР.
В 1990 году певец решил поселиться ближе
к земле своих предков нанайцев в Хабаровске. Женился. В начале 1991 года у него родилась дочь Елена.
Умер от инфаркта миокарда 21 декабря
1993 года в Хабаровске.
Там же и похоронен.
призы и награды
Заслуженный артист РСФСР (1985).
Заслуженный артист Якутской АССР (1958).
пояснительный материал взят с сайта flot.com