на Главную страницу

КОМАНДИРЫ

КОНТАКТЫ

КОРАБЛИ

История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ

Другие Школы и ЮНГИ




Калашников Юрий Андреевич ,зрелые годы




Калашников Юрий Андреевич , военная молодость



из сборника "Соловецкие юнги":


вспоминает Юрий
Андреевич
Калашников:



Родился в 1925 году в Саратове. О Соловецкой школе юнг узнал в клубе юных моряков, в котором занимался с 1940 года.
Клуб дал рекомендацию в райком комсомола.
В марте 1942 года в горвоенкомате получил направление в Школу.
Торжественная встреча в Соловецком Кремле запомнилась мне на всю жизнь. Встретили нас начальник Школы, командир учебной роты капитан Дубовой и старшина мичман Туманцев.

Нашу вторую роту отправили в поселок Савватьево и временно разместили в монастырских зданиях.

Сразу же начали строить кубрики (землянки), успели их закончить к зиме.
В кубрике размещалась одна учебная смена (25 человек) во главе со старшиной.Режим службы и учеба давались мне легко, сказалась подготовка в клубе юных моряков.
Ведь там я проходил строевую подготовку, основы морского дела. С большим интересом изучал радиотехнику и радиосвязь, недаром после окончания Школы получил квалификацию радиста первого класса.

Я был направлен на тральщик Т — 35 «И.Д. Папанин» бригады траления Северного флота.
Участвовал в нескольких походах по боевому тралению, обеспечивал прием и передачу оповещений постов воздушного наблюдения.

Затем меня перевели во вновь организованный дивизион акустическо — магнитных тральщиков, на Т — 103 «Стефа».
Здесь служба оказалась более напряженной:
на берегу . бывали лишь для пополнения запасов боеприпасов, продовольствия и воды.
Постоянно участвовали в проводке караванов союзников и разминировании фарватеров для их прохода.
Боевое траление не только трудно, но и опасно:
в дивизионе из десяти кораблей погибли семь. На тральщике я прослужил до конца 1944 года, потом был направлен в пятую спецкоманду ВМФ.
Спецкоманда железной дорогой из Архангельска доехала до Владивостока.
Там в полуэкипаже команду переодели в специально пошитую форму.
И в начале 1945 года погрузили на транспортное судно «Чайковский» и доставили на американскую военно — морскую базу Датч — Харбор на Аляске.
В пути начали учить английский язык. Нам объявили, что это нужно для приемки нового американского корабля и освоения его оборудования.
В Датч — Харборе часть спецкоманды, в которую попал и я, включили в совместный с американцами экипаж фрегата РГ — 38 «Согопадо», запретив для быстрейшего освоения английского языка разговаривать по — русски.
И действительно, знание языка значительно ускорило приемку и освоение оборудования.
Корабль после подъема нашего флага получил название ЭК — 8 и был включен в состав владивостокской военно — морской базы. Постоянно проводились учения, а 8 августа 1945 года была объявлена война с Японией.
Ночью фрегат в составе дивизиона подошел к побережью Северной Кореи, и началась операция по высадке размещенных на борту десантных отрядов в портах Юки, Росин и Сейсин, Гензан (ныне Вонсан).
Особенно сложной была высадка десанта в Сейсине. Там пришлось задействовать десантную группу для корректировки огня корабельной артиллерии, в составе которой я выполнял обязанности радиста и шифровальщика — кодировщика.
Операция продолжалась без перерыва более трех суток и была успешно завершена. Там получил тяжелую контузию.
Я скрыл ее, чтобы не попасть в медсанбат и не уходить с корабля.
Наш корабль участвовал и в десантных операциях на Южном Сахалине. Затем был включен в состав Порт — Амурской ВМБ, где базировался вплоть до возвращения его американцам.
Демобилизовали меня в марте 1950 года. Я уехал на родину в Саратов, где сразу же поступил техником на радиовещательную станцию.
Проработал там до поступления на геологический факультет Саратовского государственного университета, который окончил с отличием в 1955 году.
Затем работал в Верхоянской и Тянь — Шаньской геологических экспедициях, в инженерно — геологическом отделе Научно — исследовательского аэродромного института ВВС, а после — старшим научным сотрудником Всесоюзного института научной и технической информации РАН. Еще в университете я женился.
Родился сын Евгений, затем дочь Наталья. И сын и дочь получили высшее образование. У меня 4 внука и 3 внучки. Большинство из них уже самостоятельные люди с высшим образованием.
Оценивая прошедшую жизнь, хочу сказать, что учеба в Школе юнг, служба на флоте, участие в Великой Отечественной войне оказали большое влияние на жизнь в гражданских условиях.
В первую очередь — это дисциплинированность, обязательность и точность в выполнении служебного долга, доброжелательные отношения в коллективе.

Имею правительственные награды.