на Главную страницу

КОМАНДИРЫ

КОНТАКТЫ

КОРАБЛИ

История_Соловецкой_Школы_ЮНГОВ

Другие Школы и ЮНГИ




Буфетов Василий Александрович




Буфетов Василий Александрович , военная молодость





из сборника "Соловецкие юнги":

Вспоминает Буфетов Василий Александрович:



Лето 1942 года. Мне 15 лет. Закончил семилетку. Надо определяться. Что делать? Отец с первого дня войны на фронте.
От него нет вестей. Старший брат закончил техникум, и весь их выпуск отправили в танковое училище. Решил идти по стопам брата. Подал документы в тот же техникум. До начала занятий еще далеко.
Мы, дворовые мальчишки, целыми днями пропадали на Волге — купались, загорали, строили глупые планы, как сбежать на фронт. В нашем дворе жила секретарь райкома комсомола нашего района. Красивая, молодая. Постарше нас года на 3-4. И вот однажды, поймав меня за руку, сказала:
«Вася, хочешь учиться на военного моряка? Открывается специальная морская школа, и ты подходишь по всем требованиям. Как комсомольцу дадим тебе от райкома путевку». — «А где эта школа?» — «Конечно, на море, если поедешь, там узнаешь».
Помню,-что от ее слов у меня голова «циркулем пошла» и волосы на голове зашевелились. Я не сказал, а заорал: «Согласен!» Документы собрал быстро и отнес в военкомат.
Там таких, как я, было уже много: из Рыбинска, Костромы. В день отправки нас выстроили и мы, ярославцы, с оркестром неровным строем через весь город двинулись на вокзал.
Провожали женщины, дети и старики. Многие плакали. Долетели слова:
«Вот и мальчишек на фронт посылают».
А нам было лестно. Мы шли с поднятыми носами.
Так я оказался в Архангельске во флотском полуэкипаже, где все проходили медицинскую и мандатную комиссии.
На здоровье я не жаловался, и медики поставили «годен», а вот на мандатной комиссии тщательно смотрели личное дело и определяли, по какой специальности обучать. Спрашивали мнение поступающего. Нас было много из разных городов, кто — то уже прошел все комиссии и группировался вокруг старшин (это будущие командиры смен). Они прибыли с боевых кораблей, некоторые имели ранения и награды. Мне понравился красивый, стройный старшина и я его спросил: «А Вы кто по специальности?» — «Скажи, что ты хочешь учиться на артэлектрика», и, похлопав меня по плечу, добавил: «Иди смелей, салага, не пожалеешь». Я так и сделал. На вопрос, какую хочу избрать профессию, не задумываясь, ответил: «Артэлектрика». Они посмотрели мои документы, и главный сказал: «Ну что, юнга, будем учить на артиллерийского электрика. Запомни: твоя рота четвертая, смена 54». Перед отправкой на место нас выстроили, и старший из командиров сказал: «Там, где вы будете учиться, нет ничего, все нужно создавать — жилье, учебные классы, бытовые помещения — заново. И это будете делать вы сами. Будет очень трудно. Подумайте. Кто не готов, выйти из строя». Помню хорошо — строй не дрогнул. К началу учебного года все было готово. Занятия начались точно в установленный срок. В массе своей ребята учились увлеченно. Теория сочеталась с хорошо организованной практикой. Много было специальных предметов, открывались новые знания. Большую роль сыграло и обещание руководства школы, что окончивший учебу на отлично сам выберет флот, где будет проходить дальнейшую службу. Многие ребята закончили по первому разряду, в том числе и я. Я выбрал Черноморский флот и был распределен на один из новейших кораблей — крейсер «Ворошилов>>. Корабли эскадры базировались в порту Поти. Все северное и западное побережье Черного моря было еще в руках фашистов. Больших кораблей немцы не имели, если не считать двух — трех эсминцев старой постройки в Румынии, но они за всю войну ни разу «не высовывались». Я это говорю к тому, что больших морских сражений с противником на Черном море не было. В задачи кораблей входило обеспечение наступления наших войск на побережье, поддержка десантов, артобстрел скоплений войск противника, конвоирование судов и т.д. Делалось это, как правило, в темное время суток. До середины 1944 года фашистская авиация господствовала в воздухе, и наши корабли, не имея воздушного прикрытия, были очень уязвимы. Закончилась война. «Старичков» провожали домой и среди них моего наставника и друга Гришу Ванжа. Гриша был как отец — учил и воспитывал. Он ушел в звании старшего матроса и с медалью Нахимова на груди. Провожая его, я плакал. Таких друзей-простых, честных, бескорыстных, умных и добрых — у меня больше не было. Ушли старослужащие, и мы заняли их место, стали старшинами, командирами боевых постов. Но корабли, как и люди, стареют и умирают. И мой крейсер стал сперва учебным судном, а потом пошел в утилизацию. В 1949 году меня послали на курсы в Москву, на завод, где делали приборы управления стрельбой (ПУС), для изучения новой техники. Там и застал меня приказ о демобилизации. Военные предлагали остаться на сверхсрочную и обещали послать учиться в военно — морское училище. Москва предлагала прописку и работу по специальности в качестве контрагента — это на новых кораблях регулировать и сдавать военным морякам ПУС. Выбрал второе предложение. Так до 1957 года я побывал на всех флотах и почти на всех строящихся боевых кораблях, имел высший 7 — й разряд электромеханика и занимался любимой работой. Но с каждым годом я все больше испытывал недостаток образования. Ведь за плечами была только семилетка. По возрасту я стеснялся идти в 8 — й класс вечерней школы. Попытался учиться в 10 — м классе. Оказалось трудно. И тогда я купил учебники за 8 — й и 9 — й классы и самостоятельно проштудировал всю программу. Снова сел за парту 10 — го класса и получил желанный аттестат зрелости. По моей специальности было только два вуза-Бауманский, но там только дневное отделение, и московский заочный политехнический. Вступительные экзамены в заочный институт сдал сравнительно легко, учиться особенно на старших курсах, было не трудно. Ведь за плечами большой опыт и практика по эксплуатации новейшей приборной техники. К этому времени я уже женился, уволился с военного завода и перебрался на жительство в свой родной Ярославль. Вот там я и окунулся в настоящую гражданскую жизнь. Надо честно сказать, почти все предприятия местной промышленности были очень слабо оснащены автоматикой и приборной техникой, и внедрялась она очень медленно. Идти работать на завод было неинтересно, и я поступил в НИИ Совнархоза. Начал с инженера — конструктора. По окончании института в 1961 году по специальности «измерительные системы и устройства» стал заведовать лабораторией автоматики. А закончил свою трудовую деятельность заведующим большим отделом испытаний и материаловедения ВНИИ технических тканей. Так, получив в Соловецкой школе юнг специальность артиллерийского электрика, я не изменил ей никогда. Имел изобретения и был а ктивным рационализатором. Была попытка защитить диссертацию, но годы и здоровье уже этого не позволили. Слишком много у нас отняла война. Я не жалуюсь: наша молодость прошла в трудное, суровое, но интересное время. Школа юнг сделала нас взрослыми людьми. Мы получили не только физическую закалку, но и нравственную. А флот приучил нас к ответственности и порядку. Да, у нас не было «счастливого детства». Нам мало давали, но много спрашивали. И это, пожалуй, главное, чего сейчас не хватает современной молодежи. У меня три взрослых сына, они не пошли по стопам отца, не стали моряками, но каждый честно отслужил в рядах Советской Армии. В 2005 году, в год 60 — летия Великой Победы, мы с супругой отметим нашу «золотую свадьбу». Жизнь продолжается. Корни моей фамилии пущены глубоко. У меня четыре внука, внучка и правнучка. Имею правительственные награды.